Новости Сайта
Гороскоп на неделю
Сонники
Чудотворные места
Великие пророки и вероучители
Народная медицина
|
Вкликие пророки и вероучители
Св. Ансгарий
Святой Ансгарий, за которым в истории христианского миссионерского движение
закрепилось прозвание "апостола Севера", родился около 801 г. в одной из
областей Франкской империи. С самого рождения он отличался благочестивым и
восторженным характером, а смерть матери, когда ему было пять лет, еще более
усилила его склонность к мистицизму. С тех пор он ощущал постоянную и
неразрывную связь с горним миром. Автор его жития рассказывает, что все
важнейшие события жизни Ансгария предзнаменовались ему или в видении, или
посредством внутреннего озарения. Так, от детских игр он был отнят следующим
видением: мать явилась ему в окружении светозарных жен, Ансгарию же казалось,
будто он завяз в грязи и не может добраться до нее. И вот, когда он остро ощущал
свое бессилие, главенствующая среди этого общества пресвятая Богородица спросила
его' желает ли он присоединиться к своей матери? Ансгарий, конечно же, страстно
желал этого, и Богородица открыла ему, что ради этого он должен оставить
суетность мира, как неугодную святым. После этого мальчик думал только о
монашестве. Его мирские привязанности были еще более подорваны в 814 г.
известием о смерти императора Карла Великого, которая произвела на Ансгария
чрезвычайно глубокое впечатление, показав непрочность всякого земного величия.
Несколькими годами позже он пережил еще одно яркое видение: ему показалось, что
его дух выведен из тела двумя достопочтенными людьми, в которых он признал
апостолов Петра и Иоанна. Сначала они погрузили его в чистилище, и Ансгарий
оставался там в течение трех дней, пережив столько мук, что они показались ему
тысячей лет. Затем апостолы перенесли его в область божественной славы, где
вкушали райское блаженство множество благоговейных святых. Тут он услышал голос
изумительной силы и сладости, говоривший ему: "Иди, и ты опять возвратишься ко
Мне с венцом мученическим". Позже Ансгарию явился Спаситель и уговорил его
исповедовать свои грехи, а потом уверил, что они прощены. В ответ на его вопрос:
"Господи, что же Ты хочешь, чтобы я делал?" - последовал ответ: "Иди и
проповедуй язычникам Слово Божие".
Совсем молодым человеком Ансгарий постригся в Корбейском монастыре и здесь
прошел курс обучения Затем он сам сделался учителем в Корбее. Но
мысль о миссионерском служении никогда не оставляла его. Вскоре ему
представилась возможность исполнить свою мечту. В результате завоеваний Карла
Великого франки стали соседствовать с северными народами. Первую попытку их
крещения предпринял в 822 г. Эббо, архиепископ реймский. В 826 г., благодаря его
стараниям, вместе с женой и четырьмя сотнями последователей, в Менце крестился
датский король Харальд. Его крестным отцом был сам император Людовик I
Благочестивый. Императрица Юдифь стала крестной матерью королевы, а наследник
Людовика, Лотарь - воспреемником их сына. Этот важный зачин требовал
подкрепления. Император решил тогда отправить к датчанам христианскую миссию. Но
варварство норманнов, их враждебность к христианству и дикий характер их
язычества с человеческими жертвоприношениями устрашали всех. Охотников
проповедовать среди них евангелие долго не находилось.
Но, когда северная миссия была предложена Ансгарию, он сразу же дал согласие,
хотя многие старались отговорить его. В сотоварищи ему вызвался другой монах -
Аутберт. Однако миссионеры не смогли найти ни одного слуги, который пожелал бы
последовать за ними. Действительно, поначалу их положение казалось очень
незавидным. Сам Харальд не проявлял к монахам никакой почтительности и обращался
с ними пренебрежительно. Но когда они спустились вниз по Рейну до Кельна,
епископ этого города из сострадания подарил Ансгарию и Аутберту небольшой
корабль с двумя каютами. Харальд пожелал занять одну из них и таким образом
пришел в более тесные отношения с миссионерами. Каждый день общаясь и
разговаривая с ними, он в конце концов почувствовал интерес к их предприятию.
Так что на месте все оказалось не так плохо, как могло показаться в момент
отъезда из Германии. Центром своей миссии Ансгарий избрал Гадеби на берегу Шлея,
против Шлез-вига. Здесь он устроил церковь и школу для мальчиков, причем ученики
отчасти отдавались ему, а отчасти покупались им с целью воспитания их в
христианской вере.
К несчастью, Харальд своим почтением к императору Людовику и своей переменой
религии возбудил вскоре сильное негодование среди датчан. В 829 г. подданные
восстали против него. Харальд вынужден был бежать во Фризию, после чего Ансгарию
также пришлось уехать из Гадеби. Но его миссионерство этим не кончилось. В том
же году к императору Людовику Благочестивому явились послы из другого
скандинавского государства - Швеции. Они сообщили, что их соотечественники
благоприятно расположены к христианству и просили дать им учителя. Ансгарий,
которому предложена была эта миссия, немедленно согласился. После многих
приключений он прибыл в шведскую столицу Бирку, где король Бьерн разрешил ему
свободно проповедовать евангелие. Среди первых обращенных Ансгарием был Геригар,
правитель округа, который построил на своей земле церковь.
С успехом потрудившись полтора года, Ансгарий возвратился на родину с письмом от
Бьерна к Людовику. Император был весьма доволен его успехами и решил поставить
северную миссию на новую ногу. Он уговорил папу Григория IV назначить Ансгария в
831 г. архиепископом Гамбургским, в метрополию которого входили все
скандинавские и славянские государства Северной Европы. А чтобы помочь миссии в
ее непростых трудах, требовавших больших расходов, Людовик передал в полное
распоряжение Ансгария богатый Тургольдский монастырь в Западной Фландрии. Доходы
от него сделались потом главным финансовым источником Ансгария, получившим таким образом возможность раздавать щедрые дары местным правителям. Затем Ансгарий
отправился в Рим и был милостиво принят папой, который удостоил его буллой и
уполномочил обращать северные народы.
Следующие четырнадцать лет прошли в трудах. Пользуясь поддержкой императора,
Ансгарий построил в Гамбурге церковь, монастырь и коллегию. Число обращенных
среди норманнов с каждым годом увеличивалось. Но затем войны и внутренние смуты
едва не свели на нет весь достигнутый им успех. В 845 г. Гамбург был захвачен и
сожжен ютландским королем Эриком. Ансгарий, враз лишившийся всего, должен был
бежать, спасая свою жизнь. Тем не менее, несмотря на бедственность положения, он
не потерял присутствия духа и повторял вслед за Иовом: "Господь дал, Господь
взял; благословенно имя Господне!" Убежище он нашел в Рам-сло у одной вдовы по
имени Икия. Мало-помалу сюда собрались некоторых из его уцелевших п оследо
вателей.
Единой Франкской империи к этому времени уже не существовало: после смерти в 840
г. Людовика Благочестивого, она была поделена между тремя его сыновьями.
Тургольдский монастырь оказался во владениях французского короля Карла Лысого,
который передал его одному мирянину. Но Ансгарий нашел поддержку у другого сына
покойного императора - Людовика II Немецкого, который провозгласил его
бременским епископом, оставив в то же время в его руках архиепископство
гамбургское. В 848 г. это соединение диоцезов признал собор менцских епископов.
Материальное положение миссии быстро поправилось, а затем возобновилась ее
деятельность по обращению язычников. Ансгарию удалось приобрести большое влияние
на своего прежнего врага, ютландского короля Эрика, который хотя и не крестился
сам, но позволил ему проповедовать в своих владениях и построить церковь в
Шлезвиге. Датские торговцы, принявшие до этого крещение в Гамбурге или
Дорштадте, получили возможность открыто исповедовать христианство. В то время
как в Дании дела шли таким образом, Швеция в течение нескольких лет оставалась
без христианского учителя. Ансгарию удалось отправить в эту страну священника и
отшельника по имени Ардгар. Он проповедовал с большим успехом, но потом вновь
удалился в отшельничество. Сменивший его монах Гауберт не понравился норманнам и
был с позором изгнан из страны. Тогда Ансгарий решил сам продолжить его дело. По сути, ему пришлось все начинать сначала. Шведы, изгнавшие
Гауберта, в большинстве своем были настроены к христианству очень враждебно. И
хотя король Олав не имел ничего против новой религии, он должен был считаться с
настроениями своих подданных. Решение о судьбе миссии было отдано на суд
народного собрания - бросили жребий, и он оказался в пользу допущения
христианских учителей. После этого шведы смягчились. Благосклонность к новой
религии еще усилилась чудесами, свершившимися во время экспедиции Олава в
Курляндию. Отовсюду стали стекаться обращенцы, строились церкви, и Ансгарий
нашел возможность возвратиться в Данию, оставив во главе шведской миссии своего
помощника Гумберта.
Между тем, в отсутствии архиепископа, Эрик Ютландский пал в одной кровавой битве
с языческой партией, которая воспользовалась его благосклонностью к христианству
в качестве предлога для мятежа. Церковь в Шлезвиге была заперта, священник ее
изгнан, а христиане подверглись жестокому гонению. Ансгарий мог только молиться
о прекращении этого несчастья. И молитвы его не остались безответны - вскоре он
получил от юного Эрика II, наследника и сына Эрика I, письмо, в котором тот
выражал столь же горячее сочувствие к евангелию, какое имел его отец, и
приглашал миссионеров возобновить свои труды. При новом короле христианство
стало распространяться быстрее, чем прежде. Церкви в Шлезвиге впервые позволили
обзавестись колоколом, а в Рипе, втором городе Дании, на берегу противоположном
Британии, Ансгарий основал еще один храм, священником которого назначил одного
из своих учеников. Так в трудах и заботах прошли последние десять лет его жизни.
До самого конца Ансгарий был предан строгим аскетическим правилам, а молитвы и
пост считал наипервейшим делом. Того же требовал он своих сподвижников. Пишут,
что его монахи всегда были заняты работой и сам он никогда не сидел без дела.
Несмотря на святую жизнь, он почитал себя за грешника и в своем смирении часто
говорил, что "в его жизни произойдет самое большое чудо, если Бог когда-нибудь
сделает из него истинно благочестивого человека". Между тем уже при жизни
Ансгарий несколько раз являл дар чудотворства, исцеляя своей молитвой болящих,
однако тщательно скрывал его, чтобы избежать хвалы в свой адрес. Очень много
старался он о выкупе пленных христиан и в 856 г. убедил вождей Нордалбингии
отказаться от торговли рабами, которую они вели. Скончался Ансгарий в 865 г.,
так и не удостоившись венца мученика, о котором мечтал всю жизнь. Несмотря на
все свои старания, он не смог заложить прочную основу для христианства в
Скандинавии. После его смерти местные жители вновь вернулись к язычеству.
Окончательно христианство утвердилось здесь лишь два века спустя.
Содержание
|
|