Новости Сайта
Гороскоп на неделю
Сонники
Чудотворные места
Великие пророки и вероучители
Народная медицина
|
Рабиа аль-Аддвиййа
Особым, мистическим течением в исламе стал суфизм. Его зарождение относят ко
временам пророка, однако оформление свое он получил несколькими десятилетиями
позже. Патриархом мусульманского мистицизма считается Ха-сан аль-Басри (умер в
728 г.). Он жил в эпоху великих завоеваний, когда большинство арабов было
увлечено идеей накопления богатств и приобретения мирских благ. В противовес
этим тенденциям аль-Басри призвал своих единоверцев подумать о будущей жизни и
перестроить свое существование в соответствии с предписаниями Корана. Он
говорил: "Относись к этому миру, как будто ты никогда в нем не был, а к иному
миру - как будто никогда его не покинешь". Его проповеди и увещевания,
произносившиеся на красивом и звучном арабском языке, оказывали влияние на
многих благочестивых людей в Ираке и других местах. Последователи аль-Басри
старались жить в полной свободе от мирского: кирпич мог служить им подушкой, а
старая соломенная циновка - постелью. Они не заботились ни о своем внешнем виде,
ни об одежде, демонстративно отказывались от богатства, вели аскетический образ
жизни и соблюдали безбрачие. Современники называли этих людей захидами
(отшельниками). Но потом их самоназванием стало суфии (Происхождение этого слова
следует, по-видимому, отнести к арабскому "ас-суф" ("шерсть"), и связано оно с
тем, что суфии постоянно носили на себе шерстяные плащи-власяницы). Впрочем,
жизнь этих суровых аскетов еще не была жизнью суфиев в том понимании, которое
появилось впоследствии, так как она была начисто лишена важнейшего положения
позднего суфизма - мистического переживания. Ведь самым характерным
отличительным признаком для суфиев стал не аскетизм, а культ бескорыстной любви
к Богу. Впервые это тончайшее мистическое чувство выразила суфийская поэтесса и
святая Рабиа аль-Аддвиййа из Басры. Ее и следует считать подлинной
зачинательницей суфийского движения.
Считается, что Рабиа родилась между 713 и 718 гг., а умерла уже глубокой
старухой в 801 г. Происходила она, кажется, из очень бедной семьи. Еще в раннем
детстве ее выкрали и продали в рабство. Долгое время Рабиа работала
профессиональной певицей, но впоследствии была отпущена хозяином на свободу.
После нескольких лет, проведенных в отшельничестве в пустыне, она пришла в
Басру, где около нее постепенно собралась большая группа последователей. Это был
первый в истории суфийский кружок. Основным чувством этой женщины была
абсолютная любовь к Богу, любовь страстная, всепоглощающая, которая не оставляла
места ни для каких других помыслов или другой любви. Она писала: "Так охватила
меня любовь к Богу, что не осталось у меня ничего, чем я могла бы любить кого-
либо, кроме Него!" И в самом деле, Рабиа так и не вышла замуж. Мир для нее
ничего не значил. Весной она закрывала окна, не взглянув на цветы, и погружалась
в созерцание Того, Который создал все сущее, включая цветы и весну. Она писала.
"О Возлюбленный сердец, Я ни в ком не нахожу того, что есть в Тебе, Поэтому
сжалься в сей день над грешницей, Которая приходит к Тебе. О моя Надежда и мой
Покой и мое Блаженство, Сердце не может любить никого, кроме Тебя..."
Та же мысль многократно выражена в ее стихах, обращенных к Богу: "Я сделала Тебя
спутником моего сердца, Мое тело для тех - кто ищет общения со мной. Мое тело
ласково к своим гостям, Но гость души моей - Возлюбленный моего сердца".
Охваченная этой небесной любовью Рабиа как бы переставала существовать. "Я
умираю для себя, - писала она, - я едина с Ним и полностью принадлежу Ему". Для
нее имело значение только упование на Бога и слово хвалы Ему, которое было для
нее слаще любого другого слова. Ночная молитва - одна из основ раннего аскетизма
- превратилась у Рабий в сладостную любовную беседу любящей с Любимым:
"О Боже, ночь прошла и забрезжил день. Как томлюсь я, не зная, Услышал ли Ты мои
молитвы, или отверг их! Утешь меня, ибо только Ты Один Можешь утешить меня в
моем томлении. Ты даровал мне жизнь и заботился обо мне - Хвала Тебе!
Если Ты захочешь отогнать меня от Своей двери, Я все-таки не отойду от нее -
Ради любви к Тебе, которую несу в моем сердце".
Рабиа была первой, кто ясно различил два рода любви к Богу: любовь ради Его
милостей и проходящего счастья и любовь к Его красе, вечной и непроходящей. За
свою долгую жизнь она любила Бога по-разному. Так она признается в одном из
своих стихотворений:
"Двух родов была моя любовь к Тебе: Себялюбивая и такая, какая к Тебе подобает.
При себялюбивой любви радость свою нахожу я в Тебе, В то время, как ко всему и
всем другим я слепа. При той любви, которая ищет Тебя достойно, Завеса снята, и
могу я взглянуть на Тебя. Но слава и в этой и в той любви - не мне, И в этой и в
той слава - только Тебе!"
Истинная любовь - бескорыстна. Истинный возлюбленный служит Богу не за награду,
а повинуясь чувству беспредельного обожания. Рабиа писала: "О Господи! Звезды
светят, сомкнулись очи людей, Закрыли цари врата свои...
Всякий влюбленный уединился со своей возлюбленной, А я теперь одна с Тобою. О
Господи!
Если я служу Тебе из страха перед адом, то спали меня в нем, А если служу я Тебе
в надежде на рай, изгони меня из него. Если же я служу Тебе ради Тебя Самого, То
не скрой от меня Своей вечной красы".
"О мой Господин, - говорит она в другом месте, - какую бы долю этого мира Ты не
пожелал даровать мне, даруй ее лучше твоим врагам, и какую бы долю мира иного Ты
не уготовил мне, дай ее лучше Твоим друзьям - мне достаточно Тебя". Это
изречение, выражавшее самую суть суфизма, превратилось потом в молитву
мусульманских мистиков всех времен. Рабиа вновь и вновь возвращалась к теме
бескорыстия. Сообщают, что однажды ее спросили, что она думает о рае. Рабиа
отвечала: "Сначала сосед, потом уже дом!" (То есть не райские утехи должны быть
предметом вожделения верующего, а лицезрение Бога, где бы оно не происходило.) В
другой раз Рабиа обратилась к своим гостям с вопросом: "Чего ради вы служите
Богу?" Каждый сказал что-нибудь в ответ. Рабиа всплеснула руками и сказала:
"Этот служитель не соглашается на кару, тот - ищет награды, а я служу просто
так: хочешь вези в рай, хочешь в ад, ведь все принадлежит Ему!" Однажды, когда
Рабиа была больна, ее навестили друзья. Один из них сказал: "Не искренен в своей
молитве тот, кто не сносит терпеливо ударов своего Владыки!" Второй не
согласился с этим высказыванием и заметил: "Не искренен в своей молитве тот, кто
не наслаждается ударами своего Господа". Но Рабиа возразила: "Разве может быть
искренней молитва, в которой человек, созерцая Господа, не забывает вовсе о Его
ударах?" У того, кто целиком отдался радости общения с Богом, нет других желаний
- он обрел подлинное счастье. Когда у Рабий спросили, как ей удается все время
сохранять радостное настроение, она отвечала: "Оставив все, что не заботит меня,
и радуясь Тому, Кто не исчезнет". Уже современники называли Рабиу "живущей в
затворничестве святости; женщиной покрытой завесой искренности, воспламененной
любовью и томлением, потерявшей себя в соединении с Богом...", а последующие
поколения суфиев относились к ней, как к "второй незапятнанной Марии...".
Мощный мистический импульс, приданный Рабией суфизму, имел далеко идущие
последствия. Движение это стало шириться. Утвердившись во второй половине IX в.
в Багдаде, суфизм распространился затем в Северной Африке и Испании, в Средней
Азии и Ираке, в Индии и, наконец, в Юго-Восточной Азии. Постепенно оформились
нормы общежития суфиев и их философские доктрины. Местом проживания суфиев стали
братства - своего рода мусульманские монастыри, а организационной формой
движения - дервишские ордена. Во главе каждого такого ордена стоял наставник-
шейх, в подчинении у которого находились ученики {мюриды). Некоторые из этих
орденов приобретали с течением времени большое политическое могущество и даже
объединяли под своей властью целые государства (например, Сефевиды в Иране или
Сенусиды в Ливии).
В своем вероучении суфии исходили из того, что предписанные исламом обязательные
обряды и узаконения (шариат) - есть лишь первая ступень приближения к Аллаху.
Для тех, кто ищет большей близости с Богом, существует вторая ступень - тарикат
(от "тарик" - путь к истине). Поднявшийся на нее, должен полностью отрешиться от
мирских забот и сосредоточить все свои мысли на Вечном. Если он желает
совершенствоваться в своем знании, то может подняться на третью ступень -
марифат, на которой посредством особой духовной практики - зикр (то есть
"воспоминанием о Боге") может достичь высшей мудрости и познать суть вещей. Но
полное познание Божественной Истины возможно лишь на четвертой ступени - хакикат
- доступной только святым захидам.
Путь этого духовного восхождения труден и тернист, но он совершенно необходим
для тех, кто ищет Прозрения. Обычный человек не имеет истинно-
го понятия о Боге, так как связан по рукам и ногам своими страстями и
нравственно болен. Вследствие этой болезни его чувства оказываются ущербными, а
мысли и восприятия - нездоровыми. В результате вера человека и его понимание
Истины очень далеки от реальности. Для того чтобы найти свой путь к Богу,
человеку прежде всего следует излечить болезненные мыслительные процессы, а
страсти трансформировать в нравственное начало. И только тогда, когда мысли
станут здоровыми, можно говорить о правильном понимании Истины. Путь гармонии
состоит из духовной нищеты, преданности и постоянного самоотреченного
воспоминания Бога. Только осуществляясь таким образом, человек начинает
воспринимать Истину незамутненной, такой, какая она есть.
Центральная тема в жизни суфия - это свобода души. Великий персидский поэт-суфий
Руми сказал однажды: "Душа на земле заключена в темницу и остается в ней до тех
пор, пока пребывает на земле". Каждая душа стремится разорвать сковывающие ее
путы и вырваться из плена. Поэтому конечная цель мистического пути суфия есть
соединение с Божественной сущностью. Для этого верующий должен покинуть сферу
своего "я" и выйти за пределы этого мира. Просто веры в Бога для этого
недостаточно. Необходима всепоглощающая любовь к Нему, такая любовь, которая
была в свое время воспета Рабией.
Любовь к Богу, вообще говоря, не являлась в исламе чем-то новым. О том, что
Аллаха должно любить, говорил еще пророк. (Так, в одной из сур Корана читаем:
"Те, кто верят, обладают великой любовью к Богу"). Но суфии придавали этому
чувству совершенно исключительное значение. Они считали, что основой
сотворенного мира является любовь, что любое движение, активность и свет во
Вселенной берут начало в лучах любви, и в ней необходимо искать истинное
совершенство сущего. (От чего и возникло представление, что суфизм - это путь к
Богу через любовь.) Обычная мирская любовь, возникающая от красоты преходящих
форм, сама преходящая, как и они, дает лишь отдаленное представление об
истинной, или Божественной, любви, которая вся есть экстаз и полное исчезновение
в Боге.
Для своих молитвенных собраний (сэма) суфии избирали специальные помещения,
которые называли ханигах. Часто молитвы сопровождались чтением мистических
стихов, исполнением гармоничной мелодии и определенными телодвижениями,
настраивающими сердца молящихся на контакт с божественным миром. Предаваясь
самоотреченному воспоминанию Бога и обратив-
шись всеми чувствами и умом к Возлюбленному, суфии совершенно забывали о своем
"я" и слышали в каждом звуке зов Всевышнего. В этом состоянии многие из них
впадали в экстаз (вадж) и совершали непроизвольные движения, напоминающие танец.
Все эти неумеренные проявления чувства казались неподобающими для непримиримых
ортодоксов. Они с подозрением смотрели на суфиев и не признавали их учение
правоверным. Надо сказать, их настороженность была оправданной - суфии
действительно имели множество вольных, а то и просто еретических взглядов.
Например, некоторые из них вообще отрицали превосходство ислама как религиозного
учения. Они говорили, что между религиями существует только внешнее различие и
они подобны цвету воды, которая в зависимости от цвета сосуда становится то
красной, то зеленой, то еще какой-либо, оставаясь при этом прозрачной. Суть же
любого истинного вероучения состоит только в одном - в любви к Богу. На том же
основании суфии отрицали необходимость мечети и говорили, что истинная мечеть -
это сердце мусульманина, и если хочешь найти Бога - ищи его в своем сердце.
Ортодоксальный ислам не мог также принять снисходительное отношение суфиев к
шариату. Мусульманские богословы считали, что шариат есть хакикат- истина в ее
конечной инстанции. По мнению же суфиев, шариат это только "лестница" или "путь"
к достижению истины, и вообще, хакикат стоит неизмеримо выше шариата. Некоторые
из них шли еще дальше, утверждая, что кроме Бога-Истины, все остальное - обряды,
ритуалы, соблюдение религиозного культа и прочее - не имеет никакой ценности. В
связи с этим суфии не следили за чистотой, не соблюдали исламского обряда
омовения и годами не снимали своих грубых шерстяных плащей.
Философия суфиев также не укладывалась в ложе исламской ортодоксии. Они учили,
что вся природа, в том числе человек, поглощается Богом, что Существо Бога
проникло во все вещи, и во всем видели Его частицу. Для суфия Бог был не где-то
на недостижимых небесах, а рядом с ним, перед ним, в нем самом, и он всегда
видел Бога перед глазами. Как следствие этого родилось представление о
возможности прямого контакта человека и Бога во время молитвы. (Между тем
исламская теология даже пророку отказывает в этой чести. Согласно
установившемуся представлению, Мухаммад общался с Аллахом не непосредственно, а
через Джабраила.) Охваченные возвышенной любовью к Богу, суфии, конечно, не
признавали никаких посредников. Их поэты в прекрасных стихах описывали беседы
своего духа с Божественным Духом и договаривались даже до того, что ставили знак
равенства между ними. Так знаменитый суфийский поэт Халладж, писал о Боге в
одном из своих стихотворений:
"Я есть Он, Которого я люблю, И Он, Которого я люблю, есть я Мы два духа,
обитающие в одном теле. Если ты видишь меня, ты видишь Его; И если ты видишь
Его, ты видишь нас обоих...")
Эту дерзость ему не могли простить - Халладж был осужден как еретик и принял
мученическую смерть в марте 922 г. Гонения постигли также некоторых других
суфиев. Отношение к суфизму изменилось только в конце XI в., когда его
реформированием занялся великий мусульманский богослов Абу Хамид аль-Газали.
Содержание
|
|