Новости Сайта
Гороскоп на неделю
Сонники
Чудотворные места
Великие пророки и вероучители
Народная медицина
|
Пифагор
Пифагора считают первым религиозным мыслителем и наставником Эллады, создавшим
законченное вероучение. По происхождению он был иониец и родился около 580 г. до
Р.Х. на острове Самос. С раннего детства Пифагор, как свидетельствует его
биограф Порфирий, показал большие способности ко всем наукам. В юности он
обучался в Тире у халдеев и овладел всей их мудростью. Потом он учился у
нескольких ионийских мудрецов, в том числе у известного натурфилософа
Анаксимандра из Милета, а для того, чтобы изучить математику и высшую
богословскую мудрость, специально ездил в Египет. Пишут, что самосский тиран
Поликрат, который был большим другом египетского царя Амасиса, дал Пифагору
рекомендательное письмо к гелиополь-ским жрецам. Кроме Гелиополя Пифагор побывал
в Мемфисе, а потом поселился в Диосполе. Тамошние жрецы очень неохотно открывали
чужаку свое тайное учение. Чтобы отпугнуть Пифагора от его замыслов, они при
посвящении подвергали его тяжелым испытаниям, назначая ему задания, против-
ные эллинским обычаям. Однако он исполнял их с такой готовностью, что они
разрешили ему участвовать и в жертвоприношениях и в богослужениях, куда до этого
не допускался никто из чужеземцев. Диоген сообщает, что Пифагор хорошо знал
египетский язык и мог читать египетские тексты, причем не только обычные, но и
такие, смысл которых понятен лишь посвященным. Возможно, в Египте Пифагор
почерпнул одно из главных положений своего будущего вероучения: каждый должен
стремиться к тому, чтобы внутренне и внешне сделаться достойным человеком и
стать нравственным произведением искусства. Ведь египетские жрецы в то время, в
отличие от греческих, не только составляли нечто вроде сословия и получали
соответственное образование, но также вели особый, нравственный образ жизни,
придерживаясь определенных правил поведения. Поэтому вполне вероятно, что именно
в Египте у Пифагора зародилась мысль о его будущем союзе, представляющем собой
прочное сожительство людей, объединившихся вместе для целей умственной и
нравственной культуры.
Возвратившись в Ионию, Пифагор устроил у себя на родине училище, но, когда ему
исполнилось сорок лет, он, тяготясь тиранией Поликрата, навсегда переселился в
южную Италию, в город Кротон. Здесь он стал пользоваться глубоким уважением
граждан как человек, много странствовавший, опытный и дивно одаренный судьбой.
Вместе с тем он обладал красивым голосом, благородной внешностью и манерами.
Сперва он взволновал своими речами городских старейшин; потом, по просьбе
властей, обратил свои увещания к молодым; и наконец стал говорить с мальчиками,
сбежавшими из училища, и даже с женщинами, которые тоже собрались на него
посмотреть. Все это умножило его славу и привело к нему многочисленных учеников,
как мужчин, так и женщин. По словам Никомаха, первыми слушателями его были около
двух тысяч человек. Пифагор так пленил их своими рассуждениями, что ни один из
них не вернулся домой, а все они вместе с детьми и женами устроили огромное
училище, поселились при нем, а созданные Пифагором законы и правила соблюдали
ненарушимо, как божественные заповеди. Из этого училища вырос в дальнейшем
знаменитый пифагорейский союз. По духу и своей организации он более всего
походил на религиозный орден, имевший свою иерархию, обрядность и эзотерическую
доктрину, а его члены были также связаны строгой дисциплиной и послушанием.
Целью этого сообщества было нравственное совершенствование его членов, которые в
результате должны были стать такими же завершенными произведениями искусства,
такими же достойными, пластическими натурами, каким был сам Пифагор.
Жизнь в союзе регулировалась раз и навсегда установленными правилами. Все его
члены носили одинаковые белые льняные одежды и имели определенный распорядок
дня, в котором для каждого часа была своя работа: утром, тотчас же после
пробуждения ото сна, им вменялось в обязанность вызывать в памяти историю
вчерашнего дня, так как то, что они должны делать сегодня, было тесно связано с
тем, что они делали вчера. (Им вменялось также в обязанность в качестве
вечернего занятия критическое осмысление своих поступков, совершенных в течение
дня.) Сойдясь на восходе солнца, пифагорейцы пели торжественный гимн Аполлону,
исполняя священный дорийский танец, одновременно мужественный и торжественный.
После омовений совершалась в полном молчании прогулка по храму. Затем в тени
деревьев или под портиком начинались занятия. В полдень произносилась молитва
героям и доброжелательным гениям. Послеобеденное время посвящалось
гимнастическим упражнениям, урокам, медитациям и внутренней подготовке к
следующему уроку. На заката солнца возносилась общая молитва космогоническим
богам и воскурялась на алтаре бескровная жертва. Все трапезы пифагорейцев были
совместными. Хлеб и мед являлись главной их пищей, а вода - единственным
напитком. Обучение дополнялось правильной гигиеной и строгой дисциплиной, так
как побеждать свои страсти было первым долгом посвященного. Пифагор учил, что
суть вещей ускользает от обычного человека, который воспринимает лишь проходящие
явления этого мира. Постигнуть вечное и бесконечное возможно лишь тогда, когда
между человеком и остальным миром устанавливаются гармония и единение. Тот, кто
не привел свою собственную природу в гармонию, тот не может отражать гармонию
божественную. (Это, впрочем, не означало, что Пифагор проповедовал аскетизм.
Напротив, брак, к примеру, рассматривался пифагорейцами как нечто священное, но
любовь, которая сводилась к одной чувственности, они однозначно осуждали.
Сладострастие, по словам Пифагора, можно сравнить с пением сирен, которые, как
только приблизишься к ним, исчезают, а на месте, откуда раздавалось пение,
оказываются поломанные кости и куски тела.)
По прошествии нескольких лет, когда школа обрела громкую славу, туда стали
принимать не всех желающих и не сразу. Прежде чем получить в нее доступ, нужно
было пройти трехлетний испытательный срок. При этом исследовались его
образованность и способность к послушанию; собирались также справки о его
поведении, склонностях и делах. Затем, будучи допущенным в число учеников, он
первые пять лет проводил в молчании, только внимая речам Пифагора, но не видя
его. Прежде чем открывать ученику высшую мудрость, Пифагор преподавал ему
математику, так как математические предметы лежат на грани телесного и
бестелесного. С помощью такого приема он подводил людей к созерцанию истинно
сущего. Наряду с математикой много внимания уделялось музыке. (Пифагор
утверждал, что музыка обладает способностью поднимать душу по ступеням
восхождения и открывать высший порядок, скрытый от взоров невежд. Священные
мелодии должны были настраивать душу ученика и делать настолько гармоничной,
чтобы она могла ответно вибрировать на каждое дуновение истины.) В качестве
регулярных занятий были введены также гимнастические упражнения. Особое значение
придавалось углубленным размышлениям - медитациям.
Лишь усвоив необходимые предварительные знания, ученик допускался к
непосредственному общению с Пифагором. Тогда он получал возможность видеть
учителя, разговаривать с ним и мог приобщиться к его тайному эзотериче-
скому учению. О самом этом учении мы имеем теперь лишь приблизительное
представление. Доподлинно известно только одно - сущность всех вещей и основу
организации Вселенной Пифагор искал в числах и их гармонических отношениях Он
учил, что в природе есть две силы. Лучшую он называл Единицею, светом,
правостью, равенством, прочностью и стойкостью; а худшую - Двоицей, мраком,
левизной, неравенством, зыбкостью и переменностью. В самом общем смысле под
Единицей он понимал божественную, деятельную, мужскую природу, заключающую в
себе всю полноту гармонии, а под Двоицей - пассивную, женскую, материальную (ее
отождествляли также с Деметрой-Зем-лей). Божественная Единица осуществляет себя
лишь посредством Двоицы и,
Сходя через нее, становится реальной, воплощаясь в Троице, то есть в физи-сом
мире. Проявленный мир - тройственен, и потому Тройка - есть первое совершенное
число, образующее закон вещей и истинный ключ жизни. Вся видимая Вселенная
определяется Тройкой, ибо Тройка содержит в себе все. Примеров проявления этой
троичности огромное количество: человек состоит из тела, души и духа; каждый
материальный объект существует в трех измерениях - то есть имеет длину, высоту и
ширину; Вселенная делится на три концентрические сферы - мир божественный, мир
естественный и мир человеческий; тела могут находиться в трех состояниях -
твердом, газообразном и жидком; семья включает в себя трех индивидуумов -
мужчину, женщину и дитя; предметы могут отталкиваться, притягиваться или
находиться в равновесии и т.д. и т.п. Во всех этих проявлениях троичности можно
всегда выделить: а) член активный; б) член пассивный; в) член средний,
вытекающий из действия двух первых друг на друга. Но все они восходят к Высшей
триаде: божественной Единице, принимающей ее в себя Двоице и родившейся в
результате этого Троице. Далее Пифагор вводил понятие священной Тетрады, которое
заключало в себе глубокую идею синтеза и развития. Согласно его учению,
Вселенная, возникшая под воздействием божественной Единицы, вновь возвращалась и
заключалась в ней, образуя живой божественно-материальный космос. В высшем
смысле Тетрада олицетворяла собой единство Бога и Вселенной: Вселенную,
существующую по божественным законам, или Божество, проявляющееся словно в теле
в материальной Вселенной (то есть Тетрада есть высшее единство - та же Единица,
но на более высоком качественном, проявленном уровне). В частной, обыденной
жизни Пифагор тоже видел бесчисленные проявления Тетрады. Например, тело, душа и
дух дают в своем слиянии четвертый член - человека; семья есть единство отца,
матери и ребенка и т.д.
Эта изощренная, отвлеченная, тяготеющая к монотеизму теогония не вступала у
Пифагора в противоречие с общепринятой. Рассуждая о божественной Единице, он
вместе с тем требовал уважения к богам традиционной греческой религии. Однако
они не были для него высшими существами, а только олицетворяли ту или иную
сторону мироздания. Своим ученикам он говорил, что боги, различные с виду и по
именам, в сущности, одни и те же у всех народов, потому что они соответствуют
тем разумным силам, которые действуют во всей Вселенной. Более того, он говорил
о целой иерархии превышающих человека существ, называемых героями и полубогами,
которые служат посредниками между человеком и Божеством, и учил, что как раз
через них, проявляя героические качества, человек может приблизиться к Богу. Что
касается этого Верховного Божества, то Пифагор представлял его как некое
огненное Единство, пребывающее в самом средоточии космоса. Впитывая потоки
пустоты, окружающей Центр, это пламенное Целое образует множествен-
ность миров, состояний и качеств. (По словам Аристотеля, он учил, что в центре
Вселенной находится огонь, вокруг которого вращаются в определенном порядке
десять сфер: сфера неподвижных звезд, сферы Земли, Сатурна, Юпитера, Марса,
Венеры, Меркурия, Солнца, Луны и еще одного невидимого тела - Противоземли При
движении каждая из сфер издает особый звук, соответствующий ее величине и
скорости. Последняя определялась различными состояниями, находившимися в
гармоническом отношении друг к другу, вследствие чего возникает гармонический
мировой хор )
Большой заслугой Пифагора следует считать подробно разработанное им учение о
душе, воспринятое потом и другими греческими философами. Душа, говорил он, есть
отщепившаяся частичка божественного эфира; она разделяется на три части: ум,
рассудок и страсть. Ум и страсть есть и у других животных, но рассудок - только
у человека. Власть души распространяется' от сердца и до мозга, та часть ее,
которая в сердце, - эго страсть, а которая в мозге - рассудок и ум; струи же от
них - наши чувства После смерти человека его душа скитается в воздухе, подобная
телу Попечителем над душами является Гермес, который чистые души возводит ввысь,
а нечистые ввергает в преисподнюю. Пробыв там определенное время, душа вновь
ввергается в материальный мир и заключается в тело человека или животного. Таким
образом, вслед за орфиками (или одновременно с ними) Пифагор проповедовал учение
о переселении душ О себе он говорил, что помнит все свои прежние рождения, и
многим из тех, кто приходил к нему, рассказывал о их прошлой жизни. (Вспоминал
он и об Аиде, и между прочим рассказывал о том, как казнятся там Гесиод и Гомер
за то, что распространяли лживые россказни о богах. Душа Гесиода, говорил он,
стонет, прикованная к медному столбу, а душа Гомера подвешена на дереве среди
змей.)
Очень похожее учение проповедовалось при жизни Пифагора в Индии. Точно так же,
как индийские брахманы, Пифагор считал бесконечную вереницу перевоплощений злом
для души Этическое учение, которое он исповедовал, имело главной своей целью
вызволить и освободить душу из мира материального и привести ее к окончательному
слиянию с божественным Разумом. Он считал, впрочем, что душа, став чистым духом,
не теряет своей индивидуальности и, соединяясь со своим первообразом в Боге,
припоминает все свои предшествующие существования, которые ей кажутся ступенями
для достижения той вершины, откуда она охватывает и постигает Вселенную. В этом
состоянии человек уже перестает быть человеком, а становится полубогом и навечно
остается в духовном мире. Пифагор говорил, что главное на этом пути заключается
в том, чтобы направить душу к добру, ибо только это приближает людей к богу.
Поэтому он предписывал своим последователям особый уклад жизни, который требовал
просветленности, гармоничности и меры в поступках, чувствах и мыслях. Пифагореец
должен был воспитывать в себе целомудрие, сдержанность, миролюбие, уважение к
древним учениям. Каждый ученик был обязан строго следить за собой, заглядывая в
свою душу и проверяя совесть. Сам Пифагор, по словам Евдокса, очень заботился о
своей чистоте: он, например, не только совершенно отказался от животной пищи, но
даже сторонился поваров и охотников За завтраком он ел сотовый мед, за обедом -
просяной или ячменный хлеб, вареные или сырые овощи. Бобов он запрещал касаться,
все равно как человеческого мяса. Причину этого, говорят, он объяснял так когда
нарушилось всеобщее начало и зарождение, то многое в земле вместе сливалось,
сгущалось и перегнивало, а потом из этого вновь
происходило зарождение и разделение - зарождались животные, прорастали растения,
и тут-то из одного и того же перегноя возникли люди и проросли бобы Кроме бобов
он запрещал принимать в пищу и некоторые другие продукты - крапиву, рыбу-триглу
и многое из того, что ловится в море. Одежда его была всегда белая и чистая.
Следует отметить, что нравственная проповедь Пифагора вовсе не подразумевала
отрешенности от политических дел. Напротив, в своем стремлении воспитать
гармоничного человека, пифагорейцы много внимания уделяли воп-pocAi
общественного устройства. Пишут, что, поселившись в Италии, Пифа-горткжоре
увидел, что многие города здесь и в Сицилии находятся в рабстве друг у друга, и
употребил свой огромный авторитет на то, чтобы вернуть им вольность. Через своих
учеников, которые были в каждом городе, он внушил их жителям помышления о
свободе. В конце концов ему удалось изменить политическое устройство в Кротоне,
Сибарисе, Регии, Гимере, Акраганте, Тавромении и некоторых других городах.
Повсюду здесь было введено умеренное аристократическое правление, причем ведущую
роль в управлении имели члены пифагорейского союза. Пифагор пользовался в Италии
таким почтением, что целые государства вверяли себя его ученикам. Но в конце
концов против них скопилась зависть и сложился заговор. Недовольные вскоре нашли
себе предводителя в лице богатого кротонца Килона. Ненависть его к Пифагору
возникла из-за того, что тот категорически отказался принять его в число своих
учеников, с первого взгляда разгадав в нем злого и порочного человека.
Разгневавшись, Килон стал строить козни пифагорейцам и настраивать против них
горожан. Однажды, когда ученики Пифагора собрались в доме атлета Милона, враги
подожгли этот дом, так что все собравшиеся в нем (всего сорок человек) погибли
Другие пифагорейцы были перебиты порознь в городе. О том, был ли на этой встрече
сам Пифагор или нет, сохранились различные свидетельства Большинство все-таки
сходится на том, что он остался жив и переехал из Кротона в другой
южноиталийский город Метапонт. Тут он и умер около 500 г до Р.Х., то ли уморив
себя голодом, толи от тоски. Вместе с ним погибло и его божественное учение,
поскольку книг он не писал, а из посвященных в его мудрость в живых не осталось
никого Уцелевшие от расправы пифагорейцы сумели сохранить, по словам Порфирия,
лишь немногие искры его философии, смутные и рассеянные. Тем не менее, пытаясь
спасти от забвения хоть это, они постарались записать то, что знали, и таким
образом ознакомили мир с общими положениями пифагорейства.
Несмотря на то что это учение оказало большое влияние на античную философию и
христианскую теологию, как религия оно никогда не имело широкого
распространения, хотя отдельные пифагорейские кружки существовали вплоть до
первых веков нашей эры. Наряду с абстрактными математическими богами,
божественные почести в них воздавались также и самому Пифагору Многие считали
его богом еще при жизни. Сохранились рассказы о многих его чудесах. Пишут,
например, что в один и тот же день его могли видеть беседующим с учениками в
италийском Метапонте и в сицилийском Тавромении, хотя их отделяет друг от друга
несколько дней пути по суше и по морю. Сообщают также, что Пифагор мог
останавливать повальные болезни, отвращать ураганы и градобития, укрощать реки и
морские волны, а также предсказывать землетрясения Некоторые уверяли также, что
учитель имел золотое бедро и по этому признаку безошибочно судили о том, что он
был не кто иной, как сам Аполлон Гиперборейский.
Содержание
|
|