Новости Сайта
Гороскоп на неделю
Сонники
Чудотворные места
Великие пророки и вероучители
Народная медицина
|
Орфей
Греческий мир не создал ни одной значительной религиозной системы. Однако
некоторые вероучения, зародившиеся здесь, достойны того, чтобы задержать на них
внимание, так как они в значительной степени подготовили умы европейцев к
восприятию христианства. Речь прежде всего должна пойти об орфиках, пифагорейцах
и гер-метиках, которые, отталкиваясь от традиционных религиозных представлений,
предложили и развили целый ряд глубоких богословских идей. Что касается
собственно народной религии греков, то (если не брать во внимание удивительно
яркую и тщательно разработанную мифологию) она не содержала в себе ничего
оригинального. У греков никогда не было ни священных книг, ни богословия, ни
религиозно-нравственных заповедей. Жрецы не составили здесь могущественной
корпорации и не играли значительной политической роли, как это было, например, в
Египте. Если египетское духовенство являлось средой, в которой культивировалась
богословская мысль, медицина, математика, если израильское духовенство боролось
за нравственное воспитание народа, то греческие жрецы были только совершителями
ритуалов, про-износителями заклятий и устроителями жертвоприношений. Поэтому
многие религиозные представления
были оформлены здесь не богословами в подлинном смысле слова, а поэтами - прежде
всего Гомером и Гесиодом. Геродот впоследствии писал, что до Гомера греки не
имели ясного представления о богах, их жизни, отношениях и сферах деятельности.
Можно таким образом говорить о своеобразном феномене - "гомеровской религии",
для которой поэмы ионийского певца послужили чем-то вроде священной книги.
Действительно, в "Илиаде" и "Одиссее" содержится очень много сцен, рисующих
жизнь и отношения семейного клана Олимпийских богов. Возглавлял его, как
известно, Зевс, деливший власть с двумя своими братьями - владыкой моря
Посейдоном и правителем преисподней Аидом. Большую роль наряду с ними играли
жена-сестра Зевса Гера, его дети Аполлон, Гермес, Гефест, Арес, Афродита,
Артемида, а также некоторые другие божества (например, богиня плодородия
Деметра). Рисуя богов, fa Гомер в качестве образца для них брал людей. В этом
был огромный шаг вперед по сравнению, например, с древнеегипетскими
звероподобными богами. Но одновременно такой взгляд на богов таил в себе большую
опасность - угадывая в божественном разумное начало, греки вкладывали в него все
многообразие чисто человеческой ограниченности и чисто человеческих слабостей.
По большому счету гомеровские боги не несли в себе фактически ничего
сверхчеловеческого. Прежде всего, они не были подлинно духовными существами, так
как обладали телом пусть особым, исполинским, но все же телом. Они нуждались в
сне и отдыхе, любили веселые пиршества и охотно предавались любовным играм.
Кроме того, боги были жадны до приношений, завистливы, коварны, ревнивы и
мелочны. Единственное принципиальное отличие олимпийцев от людей заключалось в
их бессмертии, но и оно было не изначально присуще их природе, а поддерживалось
принятием волшебного напитка нектара. Особенно чувствительным недостатком
Зевсова пантеона стало отсутствие в нем ясных этических принципов. С первобытной
древности этика шла рука об руку с религией. Нравственный же идеал олимпийцев
был настолько шаток, что уже через несколько поколений вызывал протесты и
насмешки у самих греков.
У Гомера мы находим также сложившееся представление о загробном мире - оно было
мрачным и безнадежным. Яркое описание его содержится в "Одиссее". Поэт наделяет
сонное царство Аида чертами кошмарного сновидения. Это - обиталище
полубессознательных теней, блуждающих в черных подземных безднах, вход в которые
окутан вечной ночью. В этом скорбном мире ревут адские реки, в которых
отражаются голые мертвые деревья и бледные цветы. Здесь пребывают чудовища и
казнятся преступные титаны. Безысходным отчаянием проникнуто сетование духа
Ахилла:
Лучше б хотел я живой, как поденщик работая в поле, Службой у бедного пахаря
хлеб добывать свой насущный, Нежели здесь над бездушными мертвыми царствовать...
Однако это унылое представление не могло быть всеобщим и долгим. Было слишком
очевидно, что у всех людей не могут быть одинаковые посмертные жребии.
Постепенно появились первые робкие представления о загробном воздаянии за зло.
Муки Тантала и Сизифа, описанные Гомером, - это первые символы посмертного
возмездия в античном мире.
Помимо поэм Гомера религиозные представления древних греков были суммированы в
"Теогонии" Гесиода. Поэт собрал в ней сказания и мифы, касающиеся происхождения
богов и мира. Мы не будем подробно говорить об этом творении добросовестного
мифографа - в нем нет никаких особен-
ных религиозных откровений. Как и многие восточные народы, греки не знали
единого творческого начала, стоящего у истоков бытия. В начале мироздания они
видели только слепую безликую громаду, которую называли хаосом. Божественное
начало, растворенное в ней, проявлялось лишь в результате акта рождения. Поэтому
Гесиод начинает свое сказание с хаоса и вечной матери-земли. Дальше огромную
роль в устройстве мироздания играет сексуальный элемент - боги вступают друг с
другом в браки и рождают других богов. Так Земля породила своего супруга -
блещущего звездами Урана, который осенил ее. Их связала сила Эроса - предвечного
начала любви животворящей и плодящей. Потом идет рассказ о смене поколений богов
- как Уран был оскоплен и свергнут своими детьми-титанами во главе с Кроном, а
те, в свою очередь, после тяжелой битвы оказались побеждены богами-олимпийцами.
С тех пор миром начал править Зевс.
Наряду с олимпийской религией Гомера и Гесиода, в Древней Греции существовали
другие религиозные культы, лишь отчасти связанные с ней поздними мифами.
Совершенно особенным по своему духу и очень древним был культ Диониса, оказавший
глубокое влияние на все эллинское сознание. Его яркой отличительной чертой
являлись дионисии - разнузданные женские оргии. В определенные дни почтенные
матери семейства, женщины и девушки уходили в глухие леса и здесь, опьяненные
вином, предавались диким иступленным пляскам. Считалось, что в эти минуты они
всецело принадлежали божеству производительной силы природы - Дионису или Вакху.
Культ Диониса не был связан с каким-то особым вероучением или ритуалом, а
являлся, по определению Вяч. Иванова, "психологическим состоянием по
преимуществу". Отдаваясь власти Диониса, человек стряхивал с себя путы
повседневности, освобождаясь от общественных норм и здравого смысла. Опека
разума исчезала, вакханка как бы сливалась с потоком божественной жизни и
включалась в стихийные ритмы мироздания. Позже буйное божество было введено в
семью олимпийцев - его объявили сыном Зевса и смертной женщины Семелы.
В классическую эпоху, когда древние примитивные представления перестали
удовлетворять пытливую греческую мысль, появились новые религиозные учения.
Наиболее ранним из них был орфизм, названный так по имени своего основателя
Орфея - легендарного провидца и музыканта, олицетворявшего собой гармонию
божественного духа. По свидетельству мифов, этот пророк был выходцем из Фракии и
жил в ахейскую эпоху. Матерью его считалась муза Каллиопа. Игра и пение Орфея
были настолько совершенны, что им покорялись даже стихии; когда он путешествовал
с аргонавтами, волны и ветер смирялись, зачарованные его дивной музыкой. Самый
знаменитый миф об Орфее повествует о том, как, пытаясь вернуть свою горячо
любимую жену Эвридику, погибшую от укуса змеи, он спустился в Преисподнюю. И
даже там его лира творила чудеса: чудовища, услышав его дивную музыку, закрывали
свои пасти, успокаивались злобные эринии, сам властитель Аида был покорен
Орфеем. Он согласился отдать ему Эвридику, но с тем условием, чтобы певец шел
впереди и не оглядывался на нее. Но Орфей не смог преодолеть беспокойства и
обернулся. Из-за чего Эвридика опять была увлечена в бездну- на этот раз
навсегда. Безутешный певец после этого долгое время скитался по земле, не находя
покоя Однажды во Фракии он встретил толпу безумствующих вакханок, которые в
припадке исступления растерзали его.
Такова, если верить преданиям, была судьба основателя орфизма, погибшего в
глубокой древности, еще до начала Троянской войны. Однако у современных
историков есть все основания считать, что учение это появилось гораздо позже.
Главным источником для знакомства с ним служат так называемые "Орфические
гимны". Полагают, что их записи относятся к V в. до Р.Х., а окончательно они
сложились не ранее II в. до Р.Х. Сами греки были уверены, что Орфей научился
тайной мудрости в Египте.
Согласно космогоническим и теогоническим положениям орфизма в основе
мироустройства лежат два начала: женское материнское естество и оплодотворяющая
сила Диониса:
Два начала в мире Суть главные. Одно - Деметра-мать (она же Земля' как хочешь
называй)... Ее дары дополнил сын Семелы.
Но в то же время в орфизме имела место идея верховного единства, заключавшаяся в
некой божественной стихии, предвечном мировом лоне. В некоторых текстах оно
именовалось Хроносом, Временем. Хронос породил светлый Эфир неба и клокочущий
Хаос. Из них родилось космическое яйцо, которое содержало в себе все зародыши
Вселенной: богов, титанов и людей. Когда гигантское яйцо раскололось, из него
вышел сияющий Протогонос, то есть Первородный - бог, объемлющий собой все
природное многообразие. Один из орфических гимнов обращается к нему в таких
торжественных выражениях: Могучий Первородный, зов услышь, Двойной,
яйцерожденный, ты сквозь воздух Блуждающий, могучий ревом бык, На золотых крылах
своих пресветлый, Живой родник племен богов и смертных. Неизреченный, скрытый,
славный, власть, Цвет всех сияний, всех цветов и блесков. Движенье, сущность,
длительность и самость, Ты ото тьмы освобождаешь взор, Протогонос, могучий,
Первородный, Всемирный свет, небесно-осиянный, Ты, вея, чрез Вселенную летишь.
В некоторых чертах орфическая теогония следовала поэме Гесиода: из земли вышло
племя титанов, которым правил Крон, против него поднялись его дети-олимпийцы под
предводительством Зевса. Но это было не главное. Орфей учил, что Зевс, поглотив
Первородного, стал тождественным ему. Зевс в религии орфиков - единственное
мировое божество, являющееся во многих ликах:
Зевс - первый, Зевс же и последний громовержец. Зевс - глава, Зевс - середина,
из Зевса лее все создано... Зевс - основатель земли и звездного неба... Зевс -
корень моря, он - солнце и вместе луна. Зевс - владыка, Зевс сам - всему
первородец. Единая есть Сила, единое Божество, всему великое Начало. Но этим
история богов не заканчивается. Громовержец вступает в союз с Преисподней и от
ее царицы Персефоны родит сына - Диониса-Загрея. Появление этого божества не
означает отказа от веры в единую силу, пронизывающую космос. Дионис-Загрей для
Орфея был как бы ипостасью Зевса - его
мощью, его "одождяющей силой". Таким образом, Дионис есть Зевс, а Зевс - не кто
иной, как Первородный.
Наиболее оригинальной частью орфической доктрины было учение о человеке. Миф
повествует, что однажды титаны ополчились против Диониса, который, пытаясь
ускользнуть от них, принимал различные облики. Когда он обернулся быком, враги
настигли его, растерзали и пожрали. Нетронутым осталось лишь сердце - носитель
Дионисовой сущности. Принятое в лоно Зевса, оно возродилось в новом Дионисе, а
небесные громы спалили мятежников. Из оставшегося пепла, в котором божественное
было перемешано с титаническим, возник человеческий род. Это означает, что
человек имеет двойственную природу - божественную и титаническую. Последняя
приводит людей к озверению, и она же безжалостно ввергает их в темницу тела.
Душа в учении Орфея считалась высшим началом. Подавленная телом и заключенная в
него как в гробницу, она принуждена влачить в его границах жалкое существование.
Даже смерть не приносит освобождения от тисков титанической природы. Орфей учил,
что после смерти душа - эта дионисова искра - под гнетом низменной природы вновь
возвращается на землю и вселяется в другое тело. Цель человеческой жизни состоит
в том, чтобы освободить душу из плена материального мира - выйти из бесконечной
цепи перевоплощений и вновь вернуться к божеству. Для этого человек должен
развивать в себе божественную сторону бытия - Дионисово начало. Этому служили
особые мистерии орфиков и весь их образ жизни. Прежде всего от вступающего на
путь просвещения требовалось блюсти заветы добра. Орфик был обязан вести
неустанную борьбу с титанизмом в своем сердце. И мысли и дела его должны были
оставаться чистыми. Были и другие правила поведения. Так, Орфею приписывался
запрет употреблять в пищу животных. Были отвергнуты кровавые жертвы. Вся жизнь
орфиков проходила в сложных магических обрядах.
Отдельные идеи орфизма были близки многим грекам. В VI-V вв. до Р.Х. это
вероучение, по-видимому, было широко распространено, однако подлинно народным
оно так и не стало. Общины орфиков - маленькие замкнутые кружки - существовали
вплоть до начала нашей эры.
Содержание
|
|