Новости Сайта
Гороскоп на неделю
Сонники
Чудотворные места
Великие пророки и вероучители
Народная медицина
|
Израиль Бешт
На протяжении всего Средневековья еврейские диаспоры процветали во многих
странах Западной Европы. Но в XIII-XIV вв. иудеи стали подвергаться здесь
систематическим преследованиям. В 1492 г. последовало их изгнание из Испании. В
этих условиях в XIV-XV вв. началась массовая миграция еврейского населения в
Южную и Восточную Европу - прежде всего на территорию Польши, Литвы, Белоруссии
и Украины. И именно там в первой половине XVIII в. возникло одно из крупнейших
течений современного иудаизма - хасидизм. Его творцом был человек, вышедший из
рядов темного подольского еврейства, странствующий баалшем (знахарь-чудодей)
Израиль по прозвищу Бешт. Впоследствии о его жизни были сложены многочисленные
поэтические легенды, из которых можно извлечь теперь лишь скудный биографический
материал.
Израиль родился в 1700 г. в местечке Окуп на границе Подолии и Валахии в бедной
семье. Рано осиротев, он воспитывался на счет общественной благотворительности,
а образование получил в начальной религиозной школе - хедере. Впрочем, еврейская
школьная наука, состоявшая преимущественно в изучении Талмуда, не привлекала
мальчика, отличавшегося мечтательностью;
он часто убегал из школы, и его находили в ближайшем лесу, где он в уединении
предавался своим думам. По окончании школы Израиль некоторое время работал
хедерным надзирателем (в его обязанности входило водить малышей в хедер и
обратно, сопровождать их в синагогу, приучать к молитвам и т.п.) и синагогальным
служителем. Состоя в последней должности, он днем по большей части спал, а ночью
горячо молился и читал книги по каббале. Сначала он увлекся практической
каббалой, изучая ее таинства по распространившимся тогда рукописям палестинского
каббалиста Исаака Лурии, а потом взялся штудировать ее философскую часть.
Влияние этого вероучения позже постоянно ощущалось в его собственной религиозной
системе.
В 18 лет Израиль женился, но его жена умерла вскоре после свадьбы. Тогда он
оставил родное селение и долгое время скитался по Галиции, добывая пропитание
случайными заработками. Наконец он осел в местечке близ Брод и стал там учителем
в хедере. Когда ему было около 20 лет, случай свел Израиля с богатым и
образованным евреем из Брод по имени Эфраим Кутовер. Последний тоже увлекался
мистикой. Глубокие познания Израиля в этом предмете произвели на Кутовера
положительное впечатление, и он решил выдать за него свою дочь, - написал о
своем решении молодому человеку и вскоре после этого умер. Тем не менее воля его
была исполнена в точности: Израиль приехал в Броды, предъявил письмо семье
Кутовера и женился на его дочери, которая до этого его не знала. Молодые
поселились в одной из деревень, расположенной среди галицийских Карпат, между
Кутовом и Косовом, где Израиль вел жизнь благочестивого отшельника, предаваясь
религиозному созерцанию. На жизнь он зарабатывал тем, что копал в горах глину,
которую его жена продавала гончарам на базаре в ближайшем городе.
В течение долгого времени проживая в деревнях и лесу, Израиль изучил свойства
различных трав и приобрел практические познания в области народной медицины. Это
позволило ему освоить ремесло странствующего баалшема (знахаря-чудодея) - он
стал ходить по городам и деревням, предлагая вылечивать различные болезни при
помощи трав, амулетов, каббалистических заклинаний и нашептываний. Лечение его
часто бывало успешным, и вскоре он прослыл в народе чудотворцем. Тогда его и
стали называть Баал Шем Тов, что означает "Добрый чудотворец, знающий имя Бога".
(Отсюда пошло его прозвище Бешт, представляющее собой аббревиатуру из трех этих
слов.) В своей личной жизни Бешт имел много общего с еврейским простолюдином.
Пишут, что он часто расхаживал по Улицам и базарам с длинным чубуком во рту,
останавливался и разговаривал с самыми неприметными людьми, даже простыми бабами. Не прочь он был по
временам и выпить. Простонародье его очень любило. Отличаясь искренностью и
простодушием, Бешт умел сближаться с массой и угадывать ее душевные потребности.
Вскоре от лечения телесных недугов он перешел к лечению душ - стал не только
врачевать, но и проповедовать. В 1740 г. он поселился в Меджибоже, который с
этого времени стал центром нового вероучения,
Это вероучение покоилось на двух началах, вездесущности Божьей и тесной связи
между Богом и человеком. Бешт учил, что мир во всем своем разнообразии создан
как бы из Самого Бога и вместе с тем не отделим от Него, подобно тому как
складка на платье в нем и остается. Вся видимая материя - только одно из
проявлений Бога. Это Его одежда, через которую мы Его постигаем, но которая на
самом деле не существует. Там, где мы видим бесчисленные проявления реальности -
людей, природу, строения и т.п., на самом деле нет ничего, кроме Бога. "Человек,
- говорил Бешт, - должен постоянно думать о том, что Бог везде и всегда с ним,
что Он есть как бы тончайшая материя, разлитая повсюду... Пусть человек знает,
что, когда он смотрит в материальные вещи, он, в сущности, всматривается в лик
Божества, в вещах присутствующего Имея это в мыслях, человек постоянно, даже в
мелочах, будет служить Богу". Бог присутствует даже в самом незначительном
предмете, даже в мимолетных человеческих помыслах, и Его вмешательство в
человеческие дела - непрерывно. В этом смысле Бешт толковал и известные стихи из
книги пророка Исайи о том, что "вся земля исполнена славы Божи-ей" и что "нет
места свободного от присутствия Божия". Даже зло существует в Боге, ибо, по
мнению Бешта, самостоятельного, абсолютного зла в действительности нет, так как
зло есть лишь фундамент добра и, таким образом, само становится добром. Он
говорил: "Нет безусловного зла, ибо зло есть также добро, только оно - низкая
степень добра. Добро или зло не в Боге, а в человеческих поступках".
Замечательным выводом из этого учения было оптимистическое отношение к жизни и
людям. Ведь если Бог присутствует во всем, во всех вещах и живых существах,
значит, никто и ничто не может быть абсолютно дурным. Поэтому Бешт учил, что к
каждому человеку должно относиться как к праведнику. Одно из его любимых
изречений гласило, что никто не падает так низко, чтобы не быть в состоянии
подняться до Бога.
Бешт говорил также, что между миром Божества и миром человеческим существует
постоянное взаимодействие. Не только Божество влияет на человека, но и последний
оказывает постоянное влияние на волю и настроение Божества. Каждое действие,
каждое слово человека производит соответствующее колебание в высших мирах и
приводит к изменению во всем строе Вселенной. Добродетельные поступки людей и
деяния нравственные, богоугодные вызывают в Божестве прилив жизненных сил;
поступки же дрянные, возмутительные, наоборот, производят отлив этих сил,
нарушают гармонию и как бы портят мировой механизм. И не только поступки - на
Божественном мире отражаются слова и даже мысли людей. Силою слова человек может
произвести целые перевороты в небесных сферах. И с другой стороны, посредством
постоянного мысленного общения с Богом можно достигнуть ясновидения, пророчества
и чудодейства. (На этом положении было основано учение Бешта о цадиках, имевшем
потом такое важное значение для его последователей. Цадик, или праведник - это
такой человек, который в наивысшей мере осуществляет идеал "общения", а потому
является у Бога как бы "своим
человеком" Роль цадика - посредничество между Богом и обыкновенными людьми.
Через цадика достигается спасение души и испрашиваются земные блага)
На этих двух общих началах строилась религиозная практика общины Бешта Он учил,
что постоянно общение человека с Богом достигается сосредоточением на Нем всех
мыслей и сведением к Нему всех жизненных явлений. Человек должен прилепиться к
Богу всей душой и чувствовать себя всегда в Его присутствии. Праведник общается
с Богом постоянно, даже в своих житейских делах. Однако наиболее трепетное и
интимное общение с Богом происходит во время молитвы Чтобы общение было полным,
молитва должна быть не машинальным обрядом, а восторженным порывом к небу,
полным слиянием человека с Богом Душа должна как бы отделиться от материальной
оболочки. Погруженный в состояние экстаза, молящийся теряет над собой контроль,
он делает резкие телодвижения, громко выкрикивает слова и даже начинает петь.
Так и должно быть, ибо сущность религии в чувстве, а не в уме. Талмудическая
наука и талмудическое законоведение имеют второстепенное значение и тогда лишь
полезны, когда возбуждают восторженное религиозное настроение. Истинная же
религиозность заключается в сердечной привязанности к Богу, в горячей вере и
молитве. Простолюдин, проникнутый искренней верой в Бога и умеющий усердно
молиться, угоднее Господу, чем раввин-законник, всю жизнь проведший в изучении
Талмуда и исполнении мелочных обрядов. К аскетизму Бешт также относился
отрицательно, хотя и не отвергал его явно, но считал, что служение Богу должно
быть радостным, а посты "вызывают печаль" Он учил, что к Богу должно относиться
не как к суровому господину, а как к доброму Отцу, Утешителю всех угнетенных и
страждущих. Ведь Бог не только судья, но и союзник человека в пределах всего
сущего. Между ними ничем не заменимые узы - любовь (Однако, добавлял он, любовь
к Богу не может быть оторвана от земной жизни и должна осуществляется через
любовь к человеку Кто любит только Бога, исключая при этом человека, низводит
свою любовь и своего Бога до простой абстракции )
Проповеди Бешта нашли горячий отклик в сердцах украинских евреев, и число его
последователей стало быстро расти Постепенно вокруг него образовалась
многочисленная группа учеников (сам Бешт назвал их хасидами -
"благочестивцами"), которых он посвящал в тайны своего учения. Делал он это не
путем систематического изложения каких-то доктрин, а в форме изречений и
притчей. В дальнейшем эти изречения были записаны и положили начало литературе
хасидизма (сам Бешт ничего не написал) Умер Бешт в 1760 г. в Меджибоже. Его
официальным преемником стал любимый ученик Бер Межирецкий, при котором хасидизм
окончательно оформился в самостоятельное религиозное течение Особую роль в нем
стали играть духовные наставники - цадики. Первым цадиком считался сам Бешт,
после которого эта роль закрепилась за династиями его потомков и потомков его
ближайших учеников К концу XVIII века хасидизм с неимоверной быстротой
распространился среди еврейского населения Польши и России. И вплоть до
сегодняшнего дня хасиды успешно сосуществуют с ортодоксальными течениями
иудаизма.
Содержание
|
|