Новости Сайта
Гороскоп на неделю
Сонники
Чудотворные места
Великие пророки и вероучители
Народная медицина
|
Илия
Завершив завоевание, израильтяне стали быстро переходить от скотоводства к
земледелию и мирной жизни бок о бок с хананеями Их отношение к иноверцам в
первые годы было очень жестоким Но такое положение не могло оставаться долго
Язык у обоих народов был сходный, что способствовало развитию контактов и
заключению смешанных браков. Через несколько веков обе народности полностью
слились Переход к оседлости принес израильтянам материальный достаток и большие
религиозные испытания От ха-наанеев они переняли не только искусство виноделия
или строительство крепостей, но и их пышные религиозные праздники Вскоре евреи
стали почитать и старые хананейские святыни - храмы Ваала, Астарты, Гада, Анат и
других богов, которые находились в Сихеме, Мегиддо, Бет-Шане и других городах
Автор Священной Истории говорит о своих соплеменниках, что
они "оставили Яхве и стали служить Ваалам и Ашерам" Это, впрочем, не означало
забвения или отторжения Яхве - он оставался Богом-покровителем всех израильтян
Но наряду с ним допускалось почитание и других богов.
Политическая история израильтян тоже не стояла на месте В 1020 г до р X У них
утвердилась царская власть Первым царем стал Саул, которого в 993 г до Р X
сменил Давид При сыне последнего Соломоне (Шеломо) в Иерусалиме построили первый
Храм Господень Время первых царей было эпохой могущества и процветания Однако
затем положение стало ухудшаться В 922 г до Р X единое Израильское царство
распалось - в Иудее продолжали царствовать потомки царя Давида, а в Израиле
утвердился у власти Иеровоам (Иеровеам) Царская власть сразу ослабла и на севере
и на юге, что привело к возникновению сильной религиозной оппозиции Но если в
Иудее цари более или менее придерживались монотеизма, то в Израиле почитание
хананейских богов сделалось нормой Связано это было с тем, что Храм Господень
остался в Иерусалиме, и для укрепления своего авторитета израильским царям надо
было позаботиться о создании собственных религиозных центров Уже Иеровоам
восстановил в Вефиле и Дане - на южной и северной оконечности своего царства -
древние святилища Эля Здесь были установлены "золотые тельцы" - позолоченные
изваяния быков Таким образом был открыт путь к возрождению древних хананейских
верований.
Своего расцвета язычество достигло при царе Ахаве (869-850 гг до Р X ), который
был женат на финикиянке Иезавель Царица была страстно привязана к культу
тирского Ваала - Мелькарта По ее настоянию в Самарии возвели храм Мелькарта В
честь Ваала регулярно устраивались великолепные торжества, а все пророки Яхве
подверглись преследованиям - их казнили или изгнали из страны В Библии мы читаем
"И делал Ахав, сын Амврия, неугодное перед очами Господа более всех бывших
прежде него И поставил он Ваалу жертвенник в капище Ваала, который построил в
Самарии Ахав делал то, что раздражает Господа Бога Израилева "
В это тяжелое время и начал свое служение Богу Илия - один из величайших
пророков древнего Израиля По преданию, он был уроженцем города Тишби и
происходил из рода Ааарона Рождение Илии ознаменовалось замечательным видением В
то самое время, когда мать Илии рожала его, Савах, его отец, увидел белообразных
мужей, разговаривавших с младенцем Затем они запеленали его огнем и стали
кормить, влагая в рот огненный пламень Этим видением Господь дал знать о
появлении на свет нового пророка Воспитанием и обучением Илии, как
происходившего из свя-Щеннического рода, занимались священники. С самых юных лет он предал себя Богу. Любовь его к Господу и верность
Ему были безграничны. И поэтому все, что он просил у Бога, ему давалось. Но он
никогда ничего не просил лично для себя. Когда Илия достиг зрелого возраста, он
объявил настоящую войну Ваалу. К этому моменту Иезавели удалось расправиться со
всеми поборниками Бога Израилева, так что Илии пришлось выступить в одиночку
против царицы и царя, против Ваала и соблазненного народа.
Рассказ об Илии в Библии начинается так: "И сказал Илия, пророк, фесви-тянин, из
жителей галаадских, Ахаву: "Жив Господь Бог Израилев, перед Которым я стою! В
сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову..." После этого
он удалился к потоку Хораф и поселился там. Вороны приносили ему хлеб с мясом
каждое утро и вечер, а из потока он пил. Однако дождей не было, и вскоре поток
пересох. Тогда Илия отправился в Сарепту Сидонскую У ворот этого города он
встретил бедную вдову и попросил у нее хлеба. Но был уже сильный голод, и вдова
отвечала: "У меня ничего нет, кроме горсти муки в кадке и небольшого количества
масла в кувшине. Сейчас я наберу дров, испеку хлеб для себя и для моего сына, а
когда он кончится, мы умрем от голода". Илия сказал: "Не бойся, этого не
будет, сказал Господь Бог Израилев: "мука в кадке не истощиться, и масло в
кувшине не убудет до того дня, пока Господь не даст дождь на землю". Так в
действительности и было: вдова пекла хлеб, ела его вместе с Илией и своим сыном,
между тем мука в кадке не истощалась и масло в кувшине не убывало. Какое-то
время спустя сын той женщины заболел и умер. Она стала сетовать на свою судьбу и
говорила Илии: "Божий человек! Ты пришел ко мне напомнить о моих грехах и
умертвить моего сына". Илия взял тело мальчика, отнес его в свою горницу и стал
молиться Господу. Бог услышал его голос, возвратил душу мальчика в тело, и тот
ожил. Так Илия тайно жил в Сарепте, в то время, когда слуги царя безуспешно
искали его по всему Израилю и даже среди соседних народов.
Но вот однажды Господь сказал Илии: "Пойди, покажись Ахаву, и Я дам дождь на
землю". Илия вышел из своего убежища и бесстрашно предстал перед глазами Ахава.
Царь спросил: "Ты ли это, смущающий Израиля?" Илия отвечал ему: "Не я смущаю
Израиля, а ты и дом отца твоего, тем, что вы презрели повеления Господни и идете
вслед Ваалам; теперь пошли и собери ко мне всего Израиля на гору Кармил, и
четыреста пятьдесят пророков Ваало-вых .., питающихся от стола Иезавели". Ахав
послал ко всем сынам Израиле-вым и собрал всех пророков на гору Кармил. Илия
вышел к народу и сказал: "Долго ли вам хромать на оба колена? Если Господь есть
Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте". Но народ молчал,
выжидая, что будет дальше. Илия продолжал: "Я один остался пророк Господень, а
пророков Вааловых четыреста пятьдесят человек. Пусть дадут нам двух тельцов, и
пусть они выберут себе одного тельца, рассекут его и положат на дрова, но огня
пусть не подкладывают; а я приготовлю другого тельца, возложу его на дрова, а
огня не подложу. Они будут призывать своего бога, а я призову имя Господа Бога
моего. Тот Бог, Который даст ответ посредством огня, и есть Бог истинный".
Евреи согласились и отвечали: "Хорошо, пусть будет так". Жрецы Ваала взяли
тельца, который был им дан, приготовили его для жертвоприношения и начали
призывать Ваала. С утра до полудня они возглашали: "Ваал, услышь нас!" Но не
было им ни голоса, ни ответа. В полдень Илия стал смеяться над ними, говоря:
"Кричите громким голосом, ибо он бог, может быть, он задуилия
мался, или занят чем-либо, или в дороге, а может быть, и спит, так он про'снет-
ся!" Миновал полдень, наступил вечер. Жрецы Ваала выбились из сил, но по-
прежнему им не было ни голоса, ни ответа. Когда установленное время прошло, Илия
сказал: "Теперь отойдите, чтоб и я совершил мое жертвоприношение". Они отошли и
умолкли. Илия взял двенадцать камней по числу колен Израилевых, построил из них
жертвенник во имя Господа, сделал вокруг жертвенника ров, положил на жертвенник
дрова, а поверх них - рассеченного тельца. Потом велел: "Наполните четыре ведра
водой и вылейте ее на жертву и дрова". Когда это повеление было исполнено, Илия
велел сделать то же во второй и в третий раз. Вода полилась вокруг жертвенника,
и ров наполнился водой. После этого Илия обратил свой взгляд на небо и сказал:
"Услышь меня Господи! Да познают в сей день эти люди, что Ты один Бог в Израиле,
и что я раб Твой и сделал все по Твоему слову. Да познает этот народ, что Ты,
Господи, Бог, и Ты обратишь сердце их к Тебе". В тот же миг упал с неба огонь,
пожрал жертву, дрова, камни и прах и поглотил воду, которая была во рве. Увидев
это, народ пал на землю и стал восклицать: "Есть Бог, Господь есть Бог!" Илия
велел им: "Схватите пророков Вааловых, чтобы ни один из них не укрылся". Народ
сейчас же перехватал пророков. Илия отвел их к потоку Киссону и всех заколол
там. Потом он сказал Ахаву: "Иди, ешь и пей, ибо слышен уже шум дождя". И
действительно, вскоре небо сделалось мрачно от туч и от ветра и пошел большой
дождь.
Ахав не посмел ничего сделать с Илией, но когда жена его Иезавель узнала, что
Илия убил мечом всех пророков Ваала, она послала сказать ему: "Если ты Илия, а я
Иезавель, то пусть то и то сделают мне боги, и еще больше сделают, если я завтра
к этому времени не сделаю с твоею душой того, что сделано с душой каждого из
них". Илия поспешил укрыться от гнева царицы у горы Хорив. Там он вошел в пещеру
и ночевал в ней. А утром было к нему слово Господне. Господь спросил: "Зачем ты
здесь, Илия?" Пророк отвечал: "Возревновал я, о Господе Боге Саваофе, ибо сыны
Израилевы оставили завет Твой, разрушили твои жертвенники, а пророков твоих
убили мечом. Я последний остался в живых, но и моей души ищут, чтобы отнять ее".
Господь велел ему: "Выйди и встань на горе перед лицом Господним, и Господь
пройдет перед тобой. И будет большой и сильный ветер, раздирающий горы и
сокрушающий скалы перед Господом, но не в этом ветре Господь. После ветра будет
землетрясение, но не в землетрясении Господь. После землетрясения - огонь, но не
в огне Господь. Потом будет веяние тихого ветра. В этом ветре - Господь!" Илия
сделал так, как ему было велено: встал у входа в пещеру и закрыл лицо плащом. И
сказал ему Господь: "Иди и помажь Елисея, сына Сафатова из Авел-Мехолы в пророки
вместо себя И не сокрушайся так! Не все сыны Израилевы позабыли Меня и предались
Ваалу. Я оставил между израильтянами семь тысяч мужей, которые не преклоняли
колена перед Ваалом и не целовали его идолов"
Эти слова утешили Илию. Он пошел от горы Хорив и нашел Елисея, сына Сафатова,
который как раз пахал свое поле. Когда Илия проходил мимо, Елисей оставил волов,
побежал за ним и сказал: "Позволь мне поцеловать своего отца и свою мать, а
потом я пойду за тобой". Илия отвечал: "Пойди и приходи назад". Елисей, отойдя,
заколол своих волов, изжарил их мясо и раздал людям, чтобы они ели. А сам пошел
за Илиею и стал служить ему. После этого прошло несколько лет, в продолжении
которых Илия продолжал пророчествовать в Израиле и не уставал обличать Ахава. В
конце концов царь
раскаялся в своих грехах, умилился перед Господом, возложил на свое тело
вретище, постился, спал на вретище и ходил печальный Но Иезавель продолжала
грешить перед Господом.
Между тем срок пророческого служения Илии подошел к концу, и Господь решил
вознести его в вихре на небо Когда Илия понял, что пришел конец его земному
существованию, он захотел отослать от себя Елисея, но тот не пожелал оставить
его Так пришли они оба к Иордану и Илия сказал Елисею " Проси, что сделать тебе,
прежде нежели я буду взят от тебя" Елисей отвечал "Дух, который на тебе, пусть
будет на мне вдвойне" Илия сказал "Трудного ты просишь Если увидишь, как я буду
взят от тебя, то будет тебе так, а если не увидишь, не будет" Так они шли
дорогой и разговаривали Вдруг явилась огненная колесница и огненные кони и
разлучили их обоих - Илия унесся в вихре на небо, а Елисей остался на земле С
тех пор он больше не видел своего учителя Только милоть его (верхняя одежда)
упала с неба к ногам Елисея Поднимая ее, он обрел двойной пророческий дар, как и
обещал ему Илия.
Таков красочный рассказ Библии об этом пророке Явление его произвело на евреев
огромное впечатление Илия стал как бы втор|^! Моисеем израильской религиозной
истории И хотя он не писал пророчеств и не оставил после себя никаких писаний,
влияние его на древнюю израильскую религию было огромно Он явился в решительный
момент, когда угроза язычества представлялась самой серьезной, и нанес по нему
сокрушительный удар Более того, старые религиозные представления он наполнил
новым очень важным содержанием, и именно благодаря Илии среди израильтян начал
утверждаться взгляд на Яхве, как на единственного, универсального и всеобщего
Бога, помимо Которого нет и не может быть других богов
Содержание
|
|