Новости Сайта
Гороскоп на неделю
Сонники
Чудотворные места
Великие пророки и вероучители
Народная медицина
|
Иеремия
Фигура пророка Иеремии возвышается скорбным силуэтом у конца Первого Иудейского
царства. Хотя в писаниях его нельзя найти каких-либо новых доктрин (все, чему
учил Иеремия, уже было сказано его предшественниками), все же явление его
составило целую эпоху в истории общественного сознания евреев. Годы его служения
совпали с печальным временем, когда перемалывались прежние гордые представления
иудеев о своем богоизбран-ничестве, и они постепенно свыкались с участью
гонимого и унижаемого народа. Роль Иеремии в переживаемой метаморфозе была едва
ли не самой значительной. Известно, что перелом общественного сознания - процесс
трудный и болезненный, и в то время, когда многие продолжали жить образами и
иллюзиями славного прошлого, Иеремия был послан Господом открыть на-
роду глаза на истинное положение вещей. Задача эта была горькой и неблагодарной.
Ибо всякий раз, когда евреев охватывала ложная надежда на спасение, когда они
воодушевлялись религиозным и национальным патриотизмом, он должен был вновь и
вновь бросать им в лицо горькие слова о том, что ничего уже поправить нельзя,
что несчастья их не временные и не случайные, что они не кончаться завтра, а
напротив, будут усугубляться с каждым годом. Никого из своих современников
пророк не смог вразумить. Его бого-вдохновенные речи не дошли до их сердец.
Напротив, каждое слово Иеремии рождало в них злость и ненависть; власть имущие
гнали и преследовали его, но Иеремия упорно продолжал свое служение. И только
следующие поколения евреев осознали огромное значение Иеремии в своей духовной
истории и поставили его в ряд величайших пророков. И эта посмертная слава была
вполне заслуженной, ибо книги Иеремии закаляли дух, воспитывали стойкость и
учили каждого иудея оставаться самим собой не только в пору величия, но и в годы
унижений.
Родился Иеремия около 642 г. до Р.Х. в священническом городе Анафофе в пределах
колена Вениаминова, недалеко от Иерусалима. Он был сыном священника Хелкии и
предназначен Богу еще прежде своего рождения, как сказал об этом Сам Господь:
"прежде, нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде, нежели ты
вышел из утробы, Я освятил тебя". На пророческое служение Иеремия был призван в
627 г. до Р.Х. еще совсем молодым человеком. Поначалу он ужаснулся своей судьбе
и попытался отвести ее от себя. Он сказал: "О, Господи Боже! Я не умею говорить,
ибо я еще молод". Но Господь отвечал ему: "Не говори: "Я молод"; ибо ко всем, к
кому пошлю тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь. Не бойся их; ибо Я с
тобою, чтобы избавить тебя". "И простер Господь руку свою, - продолжает Иеремия,
- и коснулся уст моих, и сказал мне Господь: "Вот, Я вложил слова Мои в твои
уста. Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы
искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать..." Это
случилось в дни иудейского царя Иосии (Иошии, который правил в 640-609 гг. до
Р.Х.). В то время иудеи, хотя внешне и хранили верность Господу, внутренне были
далеки от истинного служения Ему - подчинялись чужеземным обычаям и служили
языческим идолам. Даже в самом Иерусалиме возле Храма Господня были поставлены
идолы, которым приносились жертвы.
Иеремия выступил против иноверия, смело провозглашая Слово Господне и во дворе
храма, и при воротах города, и в царском дворце, и в темнице. С самых первых
своих проповедей он не уставал повторять, что иУдеев ждет возмездие за их
отступничество, и возмездие это придет со
стороны северных царств. В одном из его пророчеств мы читаем: "И сказал мне
Господь: от севера откроется бедствие на всех обитателей сей земли. Ибо вот, Я
призову все племена царств северных, говорит Господь, и придут они, и поставят
каждый престол свой при входе в ворота Иерусалима, и вокруг всех стен его, и во
всех городах иудейских. И произнесу над ними суды Мои за все беззакония их, за
то, что они оставили Меня, и воскуряли фимиам чужеземным богам и поклонялись
делам рук своих... Какую неправду нашли во Мне отцы ваши, что уклонились от Меня
и пошли за суетою и осуетились, и не сказали: "Где Господь, Который вывел нас из
земли египетской, вел нас по пустыне, по земле пустой и необитаемой, по земле
сухой, по земле тени смертной, по которой никто не ходил и где не обитал
человек?" И Я ввел вас в землю плодоносную, чтобы вы питались плодами ее и
добром ее; а вы вошли и осквернили землю Мою, и достояние Мое сделалось
мерзостью. Священники не говорили: "Где Господь?", и учителя закона не знали
Меня, и пастыри отпали от Меня, и пророки пророчествовали во имя Ваала и ходили
во след тех, которые не помогают. Поэтому Я еще буду судиться с вами, говорит
Господь, и с сыновьями сыновей ваших буду судиться. Ибо пойдите на острова
Хиттимские и посмотрите, и пошлите в Кидар и иврведайте прилежно, и рассмотрите:
было ли там что-нибудь подобное сему? Переменил ли какой народ богов своих, хотя
они и не боги? А Мой народ променял славу свою на то, что не помогает.
Подивитесь сему, небеса, и содрогнитесь, и ужаснитесь. Ибо два зла сделал народ
Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые,
которые не могут держать воды... Как вор, когда поймают его, бывает осрамлен,
так осрамил себя дом Израилев: они, цари их, и пророки их, - говоря дереву: "ты
мой отец", и камню: "ты родил меня"; ибо они оборотили ко Мне спину, а не лицо;
а во время бедствия своего будут говорить, "встань и спаси нас!". Где же боги
твои, которых ты сделал себе9 - пусть они встанут, если могут спасти тебя во
время бедствия твоего; ибо сколько у тебя городов, столько и богов у тебя... О,
род! внемлите вы слову Господню: "Был ли Я пустынею для Израиля? Был ли Я
страною мрака? Зачем же народ Мой говорит: "мы сами себе господа; мы уже не
придем к Тебе"?" С такими и подобными речами Иеремия неоднократно обращался к
своим современникам. И вскоре иудеи на себе ощутили горькую справедливость его
слов.
Политические невзгоды и бедствия для Иерусалима начались на 31-м году
царствования Иосии. В 609 г. до Р.Х. он выступил против египетского фараона
Нехо, который вторгся с большим войском в Азию и готовился завоевать Сирию и
Финикию, только что освободившиеся от ассирийского господства. Битва эта
закончилась поражением иудеев. Сам царь был ранен стрелой и умер вскоре после
возвращения в Иерусалим. Царем стал сначала его сын Иоахаз, а потом брат его
Иоаким. Между тем Иеремия предрек еще более страшные бедствия. Однажды в храме
он провозгласил: "Так говорит Господь. "Если вы не послушаетесь Меня в том,
чтобы поступать по закону Моему, который Я дал вам..., - то с домом сим Я сделаю
то же, что с Силомом, и город сей предам на проклятие всем народам земли"". (В
Силоме еще до основания своего царства евреи хранили ковчег Господень. Пока
народ был верен Завету, Бог пребывал с ним, когда же изменил, Господь перестал
охранять святыню - храм в Силоме был разрушен, а ковчег захватили враги.)
Священники, пророки и весь народ иудейский возмутились против Иеремии, схватили
его и сказали: "Ты должен умереть; зачем ты пророчествуешь именем Господа и говоришь: дом этот будет как Силом, и город сей опустеет,
останется без жителей?" Пророка хотели убить и повели его в суд, однако судьи
его оправдали.
Иеремия не успокоился на этом - он отправился во дворец и выступил с обвинениями
перед самим царем. Он сказал: "Так говорит Господь: "Производите суд и правду и
спасайте обижаемого от руки притеснителя, не обижайте и не тесните пришельца,
сироты и вдовы, и невинной крови не проливайте на месте сем. Ибо если вы будете
исполнять слово сие, то будут входить в ворота дома сего цари, сидящие вместо
Давида на престоле его, ездящие на колесницах и на конях; сами и слуги их и
народ их. А если не послушаете слов сих, то Мною клянусь, что дом сей сделается
пустым". Ибо так говорит Господь дому царя иудейского: "...Я сделаю тебя
пустынею и города необитаемыми и приготовлю против тебя истребителей, каждого со
своими орудиями... И многие народы будут проходить через город сей и говорить
друг другу: "За что Господь так поступил с этим великим городом?" И скажут в
ответ: "За то, что они оставили завет Господа Бога своего и поклонились иным
богам и служили им". Не плачьте об умершем и не жалейте о нем; но горько плачьте
об уходящем в плен, ибо он уже не возвратится и не увидит родной страны
своей..." Так говорит Господь о Иоакиме, сыне Иосии, царе иудейском: "...Ослиным
погребением будет он погребен; вытащат его и бросят далеко за ворота
Иерусалима... Всех пастырей твоих унесет ветер, и друзья твои пойдут в плен; и
тогда ты будешь пристыжен и посрамлен за все злодеяния твои..."
За эти дерзкие и бесстрашные слова Иеремия был схвачен и в оковах препровожден в
темницу. Однако прошло совсем немного времени, и пророчество его свершилось,
царь вавилонский Навуходоносор (Набукудурриуцур II) в 603 г. до Р.Х. захватил
Иерусалим, взял в плен Иоакима и вместе с юношами из царского и знатных
княжеских родов отправил в Вавилон. Самому Иоаки-му на этот раз удалось
сохранить престол - признав себя данником вавилонян, он возвратился в Иерусалим.
Царь не терял надежды освободиться от зависимости и вынашивал планы восстания.
Иеремия пытался предостеречь его от этого пагубного шага - послал во дворец
свиток со своими писаниями, но Иоаким сжег его, а пророка повелел схватить и
казнить. Иеремия, предвидя это, успел скрыться.
Последующие события показали, что царь напрасно не слушался советов пророка. В
597 г. до Р.Х. Навуходоносор, узнав о тайных сношениях иудейского царя с
Египтом, второй раз подступил к Иерусалиму и без боя овладел им. Многие жители
были перебиты, а Иоакима Навуходоносор велел казнить. Царем стал его сын
Иехония. Но он правил всего сто дней. Затем Иерусалим был в третий раз взят
вавилонянами. Царь, вся знать и 10 тысяч человек отборного населения были
переселены в Вавилон. Престол перешел к сыну Иосии Седекии (Цидкии). Судьба
старшего брата Иоакима ничему его не научила, и он думал только о том, как
освободиться от власти вавилонян. В это время было слово Господнее к Иеремии.
Господь сказал ему: "Сделай себе узы и ярмо и возложи их себе на шею, пойди к
Седекии и скажи от Моего имени: "Я сотворил землю, человека и животных, которые
на лице земли, великим могуществом Моим и простертою мышцею Моею, и отдал ее,
кому Мне благоугод-но было. И ныне Я отдаю все эти земли в руку Навуходоносора,
царя вавилонского, раба Моего, и даже зверей полевых отдаю ему на служение. И
все народы будут служить ему и сыну его и сыну сына его, доколе не придет
время и его земле и ему самому; и будут служить ему народы и цари великие. И
если какой народ и царство не захочет служить ему, Навуходоносору, царю
вавилонскому, и не подклонит шеи своей под ярмо царя вавилонского, - этот народ
я накажу мечом, голодом и моровою язвою..." В то же время Иеремия отправил
письмо в Вавилон к плененным иудеям, которые жили в ожидании скорого возвращения
на родину. Пророк старался излечить их от этих беспочвенных ожиданий и
предупреждал их, что пленение будет долгим. Он писал: "Стройте домы и живите в
них, и разводите сады и ешьте плоды их; берите жен и рождайте сыновей и дочерей;
и сыновьям своим берите жен и дочерей своих отдавайте в замужество, чтобы они
рождали дочерей и сыновей, и размножайтесь там, а не умаляйтесь... Ибо так
говорит Господь Савоаф, Бог Израилев: "Да не обольщают вас пророки ваши, которые
среди вас, и гадатели ваши; и не слушайте снов ваших, которые вам снятся; ложно
пророчествуют они вам именем Моим..." Ибо так говорит Господь: "Когда исполнится
в Вавилоне семьдесят лет, тогда я посещу вас и исполню доброе слово Мое о вас,
чтобы возвратить вас на родину..."
В течение восьми лет Седекия хранил верность вавилонянам, но потом соединился с
египтянами в надежде, что те помогут ещ разгромить Навуходоносора. Однако
вавилонский царь напал на Иудею раньше, чем его противники успели объединиться.
Разорив всю страну, он подступил к Иерусалиму и начал его осаду. Египтяне
пытались помочь Седекии, но были разбиты. Больше иудеям не на кого было
рассчитывать. В течение восемнадцати месяцев они мужественно выдерживали упорную
осаду и штурмы вавилонян. Осаждавшие подвели к стенам крепости насыпи и
соорудили высокие башни, с которых обстреливали защитников города. Иудеи терпели
жестокий голод, множество их пало от рук врагов и болезней. В этот критический
момент Иеремия призвал народ покинуть обреченный город. Он обратился к
осажденным с такими словами: "Так говорит Господь. "Кто останется в этом городе,
умрет от меча, голода и моровой язвы; а кто выйдет к халдеям, будет жив, и душа
его будет ему вместо добычи, и он останется жив". Так говорит Господь:
"Непременно передан будет город сей в руки войска царя вавилонского, и он
возьмет его". Разгневанный царь велел схватить пророка и бросить его в глубокую
яму во дворе тюрьмы. Позже он был освобожден, но содержался под стражей.
В 587 г. до Р.Х., когда силы иудеев оказались окончательно подорваны, вавилоняне
ворвались внутрь укреплений. Узнав об этом, Седекия пытался бежать, но был
захвачен в плен. Навуходоносор приказал перебить всех сыновей царя, выколоть ему
глаза и в оковах отослать в Вавилон. Вавилоняне разграбили Иерусалим, а затем
разрушили его до основания. Разрушен был и Храм Господень, а его сокровища
расхищены. Всех оставшихся в живых иудеев угнали в Вавилонию. Иудейское царство
перестало существовать.
Иеремию Навуходоносор приказал освободить и впредь не чинить ему никаких
притеснений. Пророк поселился сначала в Массифе, но, когда она была разорена
непокорившимися иудеями, он переселился в Египет, в город Тафнис. Он чувствовал,
что жизнь его подходит к концу, и пробегал ее всю мысленным взором. Как не
походили друг на друга эпохи его молодости и старости! На том месте, где некогда
лежала богатая и цветущая страна, теперь в полном смысле слова простиралась
пустыня: города лежали в развалинах, все население было угнано на чужбину. Но
пророк знал, что история Иудеи не окончилась - пройдя через горнило распада и
разгрома, она начинала
ИЕЗЕКИИЛЬ
129
теперь долгий путь к возрождению. И вот, незадолго до смерти он пишет последнюю
книгу, которую отправляет в Вавилон. Тон ее разительно отличался от всего того,
что ему приходилось говорить прежде - на место суровым обличениям и горькой
нелицеприятной правды, которую он всегда смело бросал в лицо народу, пришли
слова надежды и утешения. Иеремия писал: "Вот наступают дни, говорит Господь,
когда Я заключу с Израилем и Иудой Новый Завет. Он будет не таким, какой Я
заключал с их праотцами, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли
Египетской. Хотя они нарушили Мой Завет, Я оставался в союзе с ними, говорит
Господь. Но вот Завет, который Я заключу с Израилем после тех дней, говорит
Господь; Я вложу Закон Мой в них самих и на сердцах их напишу его; и стану Я для
них Богом, а они будут Моим народом. Не нужно уже будет им учить друг друга
познанию Бога: все они от малого до великого будут знать Меня, говорит Господь,
ибо прощу Я беззакония их и не буду вспоминать грехов их. Так говорит Господь,
Который дал солнце для света днем, а луну и звезды для света в ночи, Который
волнует море так, что шумят его волны; Яхве Савоаф - имя Его".
Содержание
|
|