Новости Сайта
Гороскоп на неделю
Сонники
Чудотворные места
Великие пророки и вероучители
Народная медицина
|
Хуэй-нэн
Перенесение буддизма с родной индийской почвы в культуру и повседневную жизнь
Китая может считаться одним из самых значительных событий в истории этого
вероучения. Процесс его укрепления и развития здесь был сложным и длительным.
Понадобилось несколько веков, прежде чем буддийская религия распространилась в
Срединной империи. При этом буддизм сильно китаизировался и приобрел
специфические черты, позволяющие говорить о нем как об особенном вероучении.
Среди многих новых школ, появившихся в середине I тысячелетия, самым
оригинальным явлением, развившимся на китайской почве, стало учение Чань-
буддизма.
Считается, что Чань зародился в Индии как медитативная школа "дхьяны" буддизма
Махаяны. Для ее последователей наиболее важным моментом среди огромного
количества легенд о Будде был факт его просветления. Сторонники этой секты
призывали своих последователей чаще отрешаться от внешнего мира и, следуя
древнеиндийским традициям, погружаться в себя, концентрировать свои мысли и
чувства на чем-либо одном, сосредоточиваться и уходить в бескрайние глубины
сущего и таинственного. Целью дхьяны было достижение транса в процессе
медитации, ибо считалось, что именно в состоянии транса человек может дойти до
затаенных глубин своего "я" и найти прозрение, истину, как это случилось с самим
Гаутамой Шакьямуни под деревом Бо (Бодхи). В Китае санскритическое слово
"дхьяна" стали обозначать иероглифом чань, имевшим смысл "отстранение" или
"избавление". (В наше время Чань-буддизм сохранился только в его японской форме
Дзэн-буддизма.)
Опыт просветления, обретенный Буддой, передавался затем из поколения в поколение
его последователями и учениками. Согласно традиции Чань-буддизма, первым, кто
принял этот опыт, был знаменитый Кашьяпа. После него было 28 индийских
патриархов Чань, непрерывно передававших это учение. Последний из них -
Бодхидхарма - перенес его в Китай. Считается, что он происходил из семьи
брахманов Южной Индии и, возможно, даже принадлежал к царскому роду. После
долгого и трудного путешествия Бодхидхарма в середине VI в. прибыл в Южный
Китай. Его появление произвело настоящую сенсацию среди китайских буддистов.
Ибо, хотя окончательно школа Чань сложилась спустя лет двести после смерти
Бодхидхармы, едва ли можно сомневаться, что уже в его проповедях оригинальная
суть этого учения была ясно обозначена. Многочисленные легенды подтверждают это.
Вскоре после приезда Бодхидхарма встретился с южнокитайским императором У-ди
(502- 550) - основателем династии Лян, который всю свою жизнь был ревностным
буддистом. У-ди будто бы сказал своему гостю: "После вступления на трон я
возводил храмы, переписывал сутры и принимал вступление в монашество. Какие
заслуги я этим приобрел?" Бодхидхарма ответил: "Никаких". Император удивился:
"Почему никаких заслуг?" Бодхидхарма отвечал: "Все это нечистые устремления к
заслугам: при помощи них добиваются созревания ничтожного плода и рождения в
форме человеческого существа или дэва. Они подобны теням, следующим за формами,
но сами по себе не являются реальностью". Император спросил: "Тогда что же
представляют собой подлинные заслуги?" "Это чистое знание, чудесное и
совершенное, - отвечал Бодхидхарма. - Его сущность - пустота. Таких заслуг
невозможно достичь при помощи мирских средств". Император спросил: "А каков
первый принцип
священной истины?" Бодхидхарма ответил: "Безграничная пустота, ничего святого".
"Тогда кто же стоит передо мной?" - поинтересовался император. Бодхидхарма
ответил: "Не знаю".
После этого, оставив разочарованного У-ди, Бодхидхарма на листке тростника
переплыл широкую реку Янцзы и поселился в монастыре Ша-олиньсы, где в течение
девяти лет неподвижно сидел в медитации перед одной из стен. Перед смертью он
вручил печать - то есть традицию чань-ских патриархов - своему ученику Хуэй-кэ.
Этот второй патриарх школы Чань, согласно легенде, обрел просветление следующим
образом. Едва познакомившись с Бодхидхармой, он безусловно принял его учение и
последовал за ним в монастырь Шаолинь-сы. Решив любой ценой достичь высочайшего
просветления, Хуэй-кэ день и ночь осаждал его вопросами.
Однако погруженный в медитацию учитель демонстративно не обращал на него
внимания. Но однажды, в холодную декабрьскую ночь, когда бушевала буря,
Бодхидхарма вдруг спросил у Хуэй-кэ, что ему надо. Тот сказал: "Сознание вашего
ученика еще не успокоилось. Прошу вас, учитель, успокойте его". Бодхидхарма
сказал: "Принеси мне твое сознание, и я его успокою". Хуэй-кэ выхватил острый
нож, отсек себе правую руку у локтя и преподнес ее Бодхидхарме со словами: "Я
искал свое сознание, но оно совершенно недостижимо". Бодхидхарма сказал: "Я
полностью его в тебе успокоил".
Семя учения, брошенное Бодхидхармой, дало в Китае обильные всходы. Каждое
следующее поколение чань-буддистов оттачивало технику медитации. Согласно
легенде, четвертый патриарх Чань, Дао-синь (580-651), оставил своим ученикам
следующее наставление: "Занимайтесь со всей серьезностью сидячей медитацией.
Сидеть в состоянии медитации важнее, чем все прочее. Очень хорошо провести в
медитации не меньше 35 лет, утоляя голод скудной пищей и держа закрытыми двери
чувств. Не читайте сутр и ни с кем их не обсуждайте. Если вы будете усердно
совершенствоваться, то сами в первую очередь и получите от этого пользу. Подобно
тому, как обезьяна вполне удовлетворена, когда вкушает сердцевину ореха, очень
немногим удается довести свою сидячую медитацию до исполнения". Таким образом,
уже в это время основное внимание школа Чань уделяла не чтению сутр, а
медитации.
Однако окончательную форму, свое полное выражение Чань впервые обрел в "Сутре
Шестого патриарха" замечательного буддийского мыслителя Хуэй-нэна (638-713),
которая и по сей день занимает ключевую позицию среди священных дзэнских
текстов. Именно благодаря Хуэй-нэну школа Чань обрела яркую оригинальность, так
что его учение находится у истоков всех необычайно разветвленных потоков
современного Дзэн-буддизма. Жизнь Лу
(так звали Хуэй-нэна до принятия им монашеского обета) была полна превратностей
и неожиданных поворотов. В своей автобиографии он так говорил о себе: "Мой отец
первоначально был чиновником в Фаньяне. Позднее его сместили и сослали как
простолюдина в Синьчжоу, в провинции Линнань. Отец скончался, когда я был еще
ребенком, и тогда моя мать вместе со мной, сиротой, перебралась в Наньхай. Мы
терпели крайнюю нужду, и там я продавал хворост на рынке". Однажды юный Лу
услышал, как один из покупателей прочитал несколько стихов из "Алмазной сутры".
Тут он сразу прозрел и отправился на Восточную гору, чтобы отыскать там пятого
патриарха школы Чань, Хун-жэня (согласно традиции, он родился в 601 г., а умер в
674 г.). Патриарх спросил Лу о его происхождении и затем бесстрастно заметил,
что варвару с юга не удастся стать Буддой. На это Лу ответил. "Хотя люди на юге
отличаются от людей севера, но в природе Будды нет ни севера ни юга". Этот
смелый и меткий ответ понравился патриарху. Он разрешил пришельцу присоединиться
к его ученикам и поручил ему обмолачивать рис. "Этим делом я занимался в течение
восьми месяцев", - говорил позже Хуэй-нэн.
Однажды Хун-жэнь созвал своих учеников и сказал им: "Пусть каждый из вас напишет
по стихотворению и поднесет мне. Я прочту ваши стихи, и если пойму, что кто-то
из вас пробудился и постиг основной смысл бытия, передам ему платье патриарха и
Дхарму, чтобы он стал шестым патриархом. Спешите, спешите!" Озадаченные
требованием учителя, ученики стали совещаться между собой и сошлись во мнении,
что написание стихотворения должно быть доверено первому из них - Шэнь-сю.
Будучи начитанным в сутрах, Шэнь-сю тем не менее еще был далек от просветления,
и требование наставника повергло его в смятение. Наконец он сочинил
стихотворение и в полночь написал на средней стене Южного зала монастыря
следующие строки: "Тело является древом Бодхи. Сознание же подобно чистому
зеркалу. Нам следует всегда его протирать И не допускать, чтобы на нем
оставалась пыль".
На следующее утро Хун-жэнь первым увидел эти строки. Созвав всех монахов, он
воскурил перед надписью на стене благовоние. Ученики преисполнились удивления и
решили, что вопрос о наставнике решен. Но они ошиблись. Патриарх отозвал Шэнь-сю
в сторону и прямо спросил его об авторе стихов. Когда Шэнь-сю признался, что
надпись принадлежит ему, Хун-жэнь сказал. "Написанное тобой стихотворение
свидетельствует о том, что ты еще не обрел истинного понимания. Ты уже стоишь у
ворот, но еще не можешь войти внутрь". И патриарх распустил учеников, повторив
свое задание. Между тем Лу, занятый молотьбой риса, ничего не знал о воле Хун-
жэня. О стихах Шэнь-сю и о постигшей его неудаче он случайно услышал от
проходившего мимо монаха Он попросил отвести его в зал и прочесть написанные на
стене строки. Сам он был неграмотный и не понимал значения иероглифов. Однако в
его просветленном сознании тут же сложились новые стихи, и он попросил написать
их на западной стене зала. Они гласили:
"Изначально нет дерева и просветления, Нет и подставки для него с чистым
зеркалом. Поскольку изначально ничего не существует, Откуда к нему может
прилипнуть пыль?"
Все ученики были изумлены силой мысли этого безграмотного поселянина. Но
наставник остался сдержанным и сказал: "Это еще неполное просветле-
ние". (Видимо, он не сразу осознал глубочайший смысл стихотворения.) Однако в
полночь Хун-жэнь призвал к себе Лу и сказал ему: "Я объявляю тебя шестым
патриархом. Подтверждением этого является платье, и оно будет передаваться из
поколения в поколение. Моя Дхарма будет передаваться от сознания к сознанию. Ты
должен вести людей к пробуждению". Затем Хун-Жэнь велел новому патриарху
немедленно отправляться на юг и лично проводил его до станции Цзюнцзян в
провинции Цзянси. После ухода Лу он отказался читать ученикам какие-либо лекции
по буддийскому учению, объявив, что буддийская Дхарма переместилась на юг. За
три дня до своей кончины он еще раз подтвердил, что шестой патриарх теперь
находится на юге.
В различных биографиях по-разному излагаются последующие события жизни Лу. По
крайней мере никаких значительных изменений в его судьбе не произошло, и
следующие 16 лет он провел в совершенной безвестности. Переломным событием для
него стала встреча в монастыре Чжичжи со знаменитым буддистом Инь-цзуном,
который читал лекции по "Нирвана-сутре". Однажды между его учениками завязался
спор по вопросу о том, что движется: флаг перед храмом или дующий ветер Лу
положил ему конец, заявив, что движется сознание. В тот же вечер Инь-цзун
призвал Лу к себе в келью, чтобы спросить о Дхарме Хун-жэня. Лу признался, что
он является следующим патриархом Дхармы, и в доказательство этого показал Инь-
цзуну патриаршее платье. Инь-цзун выразил ему глубокое почтение и завел с ним
фидософский разговор. Тут Лу объяснил ему, как следует постигать природу
сознания и что природа Будды пребывает за пределами любых противоречий. "Путь
Будды - это Дхарма не-двойственности", - сказал он. Инь-цзун был потрясен этими
словами и попросил Лу отныне быть его учителем.
После этого Инь-цзун лично провел церемонию принятия Лу монашеских обетов.
Сделавшись монахом, тот стал именоваться Хуэй-нэном. Согласно традиции, это
произошло в 676 г. Затем Хуэй-нэн отправился на родину во главе 300 учеников,
первым среди которых был Инь-цзун. Он стал признанным главой южнокитайской школы
чань-буддизма и оставался таковым до самой смерти. Прослышав о его мудрости,
император пригласил Хуэй-нэна ко двору. Патриарх отказался от этой сомнительной
чести, но тем не менее удостоился официальных почестей. Статус места его
проживания в Синчжоу был повышен до ранга храма и получил название Гоэньсы. Что
касается северокитайских чань-буддистов, то они недоверчиво отнеслись к словам
наставника о том, что Дхарма переместилась на юг. Когда Хун-жэнь умер, его
ученики объявили Шестым патриархом Шэнь-сю. Вскоре между Северной и Южной
школами Чань начались горячие споры о методе и смысле медитации. При этом
последователи Шэнь-сю отстаивали идею постепенного просветления, которое
является результатом долгого совершенствования, а сторонники Хуэй-нэна
доказывали, что просветление может быть только внезапным и приходит к человеку
как своего рода озарение. Таким образом, спор шел о самой сущности Чань-буддизма
и о том, по какому пути пойдет в дальнейшем это учение
Суть разногласий состояла в следующем Как уже говорилось, в призрачном мире
сансары все живые существа наделены заблуждениями и страстями. Хотя в реальности
страстей не существует (с позиции Махаяны страсти, равно как и все явления этого
зримого мира, пусты), однако о них непременно Должны помнить все те, кто
занимается медитацией. Как же относиться к этим тревожащим обстоятельствам,
которые (как об этом говорилось в вышеприведенном стихотворении Шэнь-сю) подобно частицам пыли прикрывают безупречно
чистое зеркало сознания? Отношение к этой проблеме Северной школы выражено в
метафоре Шэнь-сю: зеркало сознания следует непрерывно протирать, чтобы на нем не
накапливалась пыль ошибочных понятий. Для этого-то и нужно заниматься
медитацией, ибо во время медитации происходит постоянное очищение сознания, пока
наконец не достигается просветление
Хуэй-нэн, напротив, утверждал, что достижение просветления не зависит от
медитации и между ними не существует никакой связи. Практика медитации не
является ни причиной, ни следствием познания. Она есть обстоятельство внешнее,
вспомогательное и конечном счете неважное. Ключевым же является непривязанность
сознания или безобъектная медитация, не направленная на что-то конкретно. Хуэй-
нэн говорил, что нет необходимости постоянно очищать сознание, поскольку его
изначальная чистота остается и в сансаре незагрязненной. "Солнце и Луна, - учил
он, - всегда ярко сияют. Даже когда их закрывают тучи, внутри они остаются
светлыми, и лишь снаружи - темными. И тогда невозможно отчетливо рассмотреть
солнце, луну, планеты. Но если вдруг подует ветер мудрости и рассеет тучи и
туманы, то сразу проявляются все формы Вселенной. Чистота природы человека в
этом мире подобна голубому небу; мудрость подобна Солнцу; знание подобно Луне.
Хотя знание и мудрость всегда чисты, если вы привержены ко внешним проявлениям,
то плывущие облака ложных мыслей окутают их, и чистота вашей природы не сможет
проявиться". "Основой моего учения, - продолжал он, с
древнейших времен до наших дней есть не-мышление, сущностью которого является
бесформенность, а основанием - не-пребывание. Бесформенность следует отличать от
формы, даже когда она связана с формой. Не-мышление состоит в том, чтобы не
думать, даже когда думаешь. Не-пребывание - это изначальная природа человека".
Заниматься медитацией нужно без всякой конкретной цели, в состоянии
полной свободы. Единственное, к чему должен стремиться медитирующий
это избегать любых форм привязанности, ибо страсти именно тогда и возникают,
когда человек привязывается к внешним объектам. Только при этом условии, часто
даже неожиданно для самого медитирующего, ему может открыться истина, и
произойдет внезапное пробуждение к мудрости. Хуэй-нэн говорил: "Дао должно
проявляться спонтанно; зачем же заблуждающийся человек ему препятствует'' Если
сознание не привязано к вещам, то Дао перемещается свободно. Если сознание
привязано к вещам, оно становится скованным". (Дао у китайских буддистов
считалось аналогом индийской прадж-ни - мудрости.)
Понятие "не-мышления" или "не-думания" несет в себе самую суть учения о
внезапном просветлении. Этим словом обозначается прежде всего не-привя-занность
сознания. Ибо сознание, которое ни к чему не привязано, является свободным и
чистым. "Не-думание" и "не-сознание", по словам ученика Хуэй-нэна, Шэнь-хуэя,
одновременно существует и не-существует, оно невыразимо и непостижимо. Однако не
следует понимать "не-думание", "не-сознание" в психологическом смысле. Цель
этого состояния не в том, чтобы отделить рациональное мышление от воображения,
равно как и не в состоянии полной пассивности. В обоих случаях это было бы ближе
к методам медитации Северной школы, направленной на "очищение сознания от пыли".
Между тем Хуэй-нэн провозглашал, что зеркало истины сияет постоянно, независимо
того, есть перед ним объект или нет. "Не-сознание" отождествляется с
всматриванием в собственную природу, которое есть в то же время проникновение во
все сущее. Только так, избавившись от всего внешнего и внутреннего, можно
познать свое "я", обрести изначальную природу Будды и полное освобождение. Хуэй-
нэн говорил: "Если вы познали свое изначальное сознание, то это уже и есть
освобождение... Ибо, что такое без-мыслие? Дхарма без-мыслия означает, что даже
если вы видите все вещи, вы к ним не привязаны... Если вы пробудились для Дхармы
без-мыслия, значит, вы окончательно проникли во все сущее и узрели царство
Будды. Если вы пробудитесь к внезапному учению без-мыслия, это значит, что вы
достигли уровня Будды..."
Таковы были два взгляда на сущность медитации и просветления, высказанные
главами обоих школ. Впрочем, сами патриархи не опускались до взаимных нападок.
Острые споры развернулись уже в VIII в. между их учениками, вскоре после смерти
Хуэй-нэна и Шэнь-сю. В конце концов более каноническая северная ветвь пришла в
упадок и практически заглохла, а идеи Хуэй-нэна, нашедшие отражение в "Сутре
Шестого патриарха", стали основой для последующего развития секты в ее китайском
(чань) и японском (дзэн) вариантах.
Познать истины чань-буддизма и понять его принципы было не просто, для этого
требовалась специальная длительная подготовка. Прежде всего ищущему говорили,
что вся книжная премудрость ничего не значит, что не существует никаких канонов
и никаких авторитетов. Главное - это интуиция и самовыражение. Истина есть
озарение. Оно нисходит на тебя внезапно, как интуитивный толчок, как внутреннее
просветление, как нечто, чего нельзя выразить словами и образами. К постижению и
принятию этого озарения нужно готовиться. Однако и подготовленному человеку не
гарантировано, что он постигнет Истину. Он должен терпеливо ждать своего часа.
Наставник мог подтолкнуть ученика к просветлению различными неординарными
поступками. Первым это стал практиковать Ма-цзу, который принадлежал к третьему
поколению чань-буддистов после Хуэй-нэпа. Пишут, что однажды при завершении
пародоксальной беседы он вдруг ухватил своего ученика Бай-чжана за нос и дернул
его так сильно, что ученик завопил от боли - после чего достиг просветления.
Впоследствии всякого рода "странные слова и необычные поступки" стали широко
использоваться в практике чань. Удары палкой и крики приобрели у позднейших
чаньских наставников особенное значение и превратились в неотъемлемую часть
Чань.
Содержание
|
|