Новости Сайта
Гороскоп на неделю
Сонники
Чудотворные места
Великие пророки и вероучители
Народная медицина
|
Вкликие пророки и вероучители
Св. Патрик
В истории раннего миссионерского движения одна из самых удивительных страниц
связана с крещение Ирландии - далекой западной страны, никогда не входившей в
состав Римской империи. Все население этого острова было приведено к Христу
одним человеком - св. Патриком, память о котором по сей день благоговейно
сохраняется каждым ирландцем.
Сам Патрик говорил о себе, что он родился в местечке Бонавене на западном берегу
Римской Британии, которое некоторые писатели отождествляют с деревней близ
Думбартона. До принятия монашества его имя было Суккат. Отец его, Кальпурий, был
диаконом, а дед - пресвитером в кельтской церкви. Родился Патрик около 389 г.
Никаких сведений о его детстве не сохранилось. Когда Патрику исполнилось 16 лет,
его город подвергся нападению ирландских пиратов. Многих молодых людей ирландцы
увезли с собой, чтобы затем продать их в рабство. Патрик оказался среди
пленников и был продан земледельцу из Слемиша. Тут в течение следующих шести лет
ему пришлось пасти свиней.
Несмотря на воспитание в христианской семье, Патрик до этого времени не верил в
Бога. (Он так вспоминал о своем детстве: "Мы отвернулись от Господа; мы не
выполняли Его заповедей и не слушали наших пастырей, что призывали нас к
спасению".) Однако, оказавшись в неволе, он начал размышлять о своем духовном
состоянии и вскоре нашел утешение в молитве и созерцании. Позже он писал:
"Господь открыл мне понимание моего неверия и то, что, хоть и поздно, я могу
вспомнить ошибки и повернуться к Господу Богу всем своим сердцем... Он укрепил и
утешил меня, как Отец Своего сына". С этого времени жизнь Патрика сопровождалась
постоянными молитвами; время от времени он ощущал внутри себя предостережения и
советы, в которых узнавал Божий ответ на свои обращения. Один из таких советов в
конце шестого года его рабства побудил Патрика бежать от хозяина и направиться к
побережью, в порт, где он нашел точно такой корабль, о котором ему говорил
внутренний голос. На нем он и покинул остров.
Обретя свободу, Патрик некоторое время прожил в монастыре на острове Св.
Гонората у берегов Галлии, а потом возвратился домой. Родные с радостью приняли
его, но воспоминания о земле рабства не оставляли Патрика. Напротив, они вновь и
вновь возвращались к нему, пока, наконец, он не понял: Бог хочет, чтобы он опять
вернулся туда. В своей "Исповеди" Патрик так описал момент осознания своего
миссионерского призвания: "Во сне я увидел человека по имени Викторий, словно бы
шедшего из Ирландии с бесчисленным количеством писем; он дал мне одно из них
и... в тот момент, когда я читал начало письма, мне показалось, что я услышал
голоса тех, кто жил рядом с лесом Фоклута у Западного моря; и вот, что они
кричали: "Пожалуйста, святой человек, приди и опять живи среди нас"; их крик
пронзил мне сердце, и я больше не мог читать; потом я проснулся".
Миссионерское служение Патрика в Ирландии началось не сразу. Он поведал о своем
призвании оксеррскому епископу Германусу, который приехал тогда по делам в
Британию и нашел в его лице покровителя. В 429 г. Германус отправил Патрика
учиться в свой монастырь в Оксерре на севере Галлии. При первой же возможности
он рукоположил его в диаконы, а потом - в епископы. Путь от мирянина до епископа
Патрик прошел всего за два года. Ему было уже за сорок лет, когда он ощутил себя
готовым к миссионерскому подвигу.
Патрик прибыл в Ирландию в 432 г. В то время на острове уже существовали
изолированные островки христианства, но большинство населения продолжало жить в
язычестве. Сначала он встретил большие затруднения, но ему очень помогли знание
языка и нравов страны. Ирландцы поклонялись солнцу, луне, ветру, воде, огню и
скалам, верили в самых различных добрых и злых духов. Магия и жертвоприношения,
включая человеческие, были неотъемлемой частью религиозных обрядов, отправляемых
местными жрецами-друидами. Хорошо зная об их могуществе и влиянии, Патрик даже
не пытался вступить с ними в борьбу. Напротив, он постарался сблизиться с
друидами, заслужить их уважение, но вместе с тем в диспутах и священнодействиях
сумел показать себя более могущественным и искушенным магом, чем сами жрецы.
Побежденные Патриком, некоторые вожди из друидов приняли христианство. Вскоре
ему удалось с помощью богатых подарков убедить местного короля Лугера дать
позволение христианам открыто исповедовать свою религию. Затем крестился брат
короля, который подарил Патрику участок земли в своем поместье под строительство
первой церкви. С этого времени проповеди Патрика имели все больший и больший успех. Ирландцы
оказались на редкость восприимчивы к слову евангелия, и принимали крещение
целыми семьями и деревнями. Когда христианство утвердилось в прибрежных районах,
Патрик двинулся в глубь острова. Слух о нем уже достиг тамошних жителей, и
обращение их оказалось более простым делом. Обходя остров, Патрик звуками литавр
и барабанов собирал народ и рассказывал ему о жизни и смерти Спасителя. Одних он
привлекал к себе кротостью и радостными утешениями, других - подарками. Так,
проповедуя, он переходил из одной местности в другую, пока не обошел всю страну.
После этого постоянным местом его пребывания стал Армаг, превратившийся в
дальнейшем в метрополию Ирландской церкви.
К 447 г., после пятнадцати лет неустанных миссионерских трудов, множество
ирландцев уверовали в Христа. К этому времени Патрик уже был признан на всей
территории Ирландии как великий человек Божий, однако эта популярность далась
ему не легко. В "Исповеди" он рассказывает о том, что двенадцать раз оказывался
перед угрозой лишения жизни и несколько раз томился в заключении. Тем не менее
он продолжал свое служение еще 15 лет. "Я боялся, - писал он, - как бы начатый
мной труд не стал напрасным". За тридцать лет Патрик основал около 200 церквей и
крестил почти 100 тысяч новообращенных - успех поразительный, позволяющий
причислить Патрика к числу самых замечательных миссионеров в истории
христианства. Сам он, однако, считал, что обязан успехам исключительному
попечению Божию: "Я умоляю тех, кто верит и боится Бога... чтобы никто никогда
не сказал, что мое невежество исполнило хоть что-нибудь из того малого, что я
сделал... но судите сами и поверьте истинно, что то был дар Божий". Умер Патрик
около 461 г., окруженный глубокой любовью и почтением ирландцев. Ко времени его
смерти на острове было много епископов, пресвитеров и монахов.
Последствия миссионерской деятельности Патрика вышли далеко за пределы Ирландии.
После смерти святого у ирландцев возникло страстное стремление к миссионерской
деятельности, которой они и предались со всем энтузиазмом новообращенных. Горя
любовью к Христу, не пугаясь препятствий и трудностей, сотни ирландских
исповедников разошлись по всей Центральной Европе и добирались далеко на север,
вплоть до Исландии. Но главным приложением их деятельности стала Британия -
родина св. Патрика, к этому времени завоеванная германскими племенами англов и
саксов и вновь впавшая в язычество.
Содержание
|
|