Новости Сайта
Гороскоп на неделю
Сонники
Чудотворные места
Великие пророки и вероучители
Народная медицина
|
Св. Дионисий Ареопагит
Сборник богословских сочинений, дошедший до нас под именем Дионисия Ареопагита
("Ареопагитики"), принадлежит к числу самых загадочных памятников христианской
древности. О его авторе - Дионисии, члене афинского Ареопага, - кратко
сообщается в "Деяниях апостолов" и "Церковной истории" Евсевия Кесарийского. Мы
знаем, что, обращенный в христианскую веру апостолом Павлом, он стал первым
епископом Афин, одно время проповедовал в Галлии и принял там мученическую
смерть от гонителей. Имя Дионисия как церковного писателя стало широко известным
между 485 и 515 гг., когда в культурный оборот вошли четыре приписываемых ему
трактата: "О Божественных именах", "О небесной иерархии", "О церковной
иерархии", "О мистическом богословии". Вплоть до эпохи Возрождения сомнений в
древности и подлинности "Ареопагитик" не возникало ни на Востоке, ни на Западе.
И это способствовало их необычайной популярности. Исключительный религиозный
подъем, необыкновенная глубина и острота мистических умозрений, сам язык,
выразительный и страстный," поражали воображения многих поколений христиан и
заставляли признавать Ареопагита одним из величайших религиозных мыслителей
прошлого. Но потом авторство Дионисия стало вызывать все большие сомнений, и в
настоящее время можно считать твердо установленным фактом, что никаких сочинений
настоящий Дионисий после себя не оставил, а приписываемые ему труды являются
позднейшей подделкой. В пользу этого положения свидетельствует не только полное
отсутствие каких бы то ни было упоминаний о творениях Ареопагита вплоть до
начала VI в., но и самый характер памятника, слишком далекого и по языку и по
строю мысли от безыскусной простоты первохристианскои эпохи. Нет сомнения, что
подлинный автор "Ареопагитик" прекрасно знал и разрабатывал идеи неоплатоников:
прежде всего Прокла, но также и Плотина, Порфирия и Ямвлиха (III-V вв.), что,
конечно же, исключает всякую мысль об апостольских временах. О действительном
создателе "Ареопагитик", о месте их составления, о целях "подлога" ничего не
известно. Можно предположить только, что неведомый автор был родом из Сирии и
скрылся под именем Дионисия, желая придать своим творениям больше авторитета.
Если это так, то замысел его увенчался полным успехом: церковь допустила
"Ареопагитики" в свою святоотеческую письменность, и они сильно повлияли на
развитие богословской и мистической мысли как на Востоке, так и на Западе. В
Средние века Дионисий несомненно был самым большим авторитетом для
представителей всех школ, и без него будет совершенно непонятна вся история
средневековой мистики и философии.
Величайший пиетет, которым всегда было окружено имя Ареопагита, легко понять,
ибо никто из христианских философов до него не сумел так глубоко погрузиться в
неведомые тайны Божественного и так полно выразить Невыразимое. Сам метод его
Богопознания был поразительным и дерзким. Дионисий писал, что в Своем бытии, "по
собственному своему началу или свойству" Бог непознаваем и непостижим.
Внутрибожественная жизнь совершенно скрыта от тварных взоров, превышает всякую
вместимую и доступную для разума меру. Человеческое сознание никогда не
проникнет в ее сокровенные и неизреченные глубины. "Изъятый" из мира Бог как бы
не существует в нем, но это не значит, что Он далек или что Он скрывает Себя.
Своим про-мышлением Бог неизменно и непрестанно сходит в мир, присутствует во
всем и становится всем, оставаясь при этом недвижным и неизменным. Дионисий
писал: "Мы познаем Бога не из Его природы, которая непознаваема и превышает
всякую мысль и разум, но из установленного Им порядка всех вещей, которые
содержат некие образы и подобия Божественных первообразов - восходя к Тому, что
находится превыше всего, особым путем и порядком, через отвлечение от всего и
возвышение над всем".
Для этого познания Дионисий предлагал два пути. Первый - через резкое и
решительное противопоставление Бога миру, то есть через отрицание в Нем всех
определений, свойственных и подобающих Его творениям. Второй - через повышение
всех определений, обычно прилагаемых к божественным творениям. Богопознание
путем противопоставлений исходит из положения, что о Боге ничего нельзя сказать
утвердительно, ибо всякое утверждение частично и потому есть ограничение. В этом
смысле Бог есть ничто, так как Он не есть никакое особенное или ограниченное
что. Он выше каждого отдельного и определенного, выше всякого ограничения, выше
всякого определения и утверждения и потому выше всякого отрицания. Божество не
подлежит никаким чувственным и пространственным определениям - не имеет ни очертания, ни формы, ни качества, ни количества. Божество также выше всех
умозрительных имен и определений. Бог не есть ни душа, ни разум, ни воображение,
ни мнение, ни мышление, ни жизнь. Потому Он не воспринимается ни словом, ни
мыслью. Он выше познания. Он выше всего - "ничто из несуществующего и ничто из
существующего". Поэтому познание Бога лежит через освобождение от всякой
разнообразной примеси - через "упрощение души", через "вхождение в самого себя",
через отвлечение от всякого познания, от всех образов, чувственных и умственных.
Бога мы познаем только в покое духа и покое познания, не издали, не через
внешнее, не через размышление о Нем, но через непостижимое с Ним соединение. Это
возможно только через экстаз, через исхождение за все пределы, через
исступление. Истинное познание есть познание без слов и понятий, и потому
несообщаемое познание, доступное только тому, кто его достиг и имеет.
Это отрицательное Богопознание можно и должно дополнить положительным. Хотя в
неизменной простоте Своего бытия Бог выше всякого определения, всякого имени,
множественность Его проявлений можно определить различными определениями и
именами. Однако при этом надо помнить, что ни одно из этих имен в отдельности,
ни все они в совокупности не дают представления о сущности Божества. Тем не
менее если встать на этот путь, то прежде всего надо сказать, что Бог - это
Благость. По причинам Своей благости Бог не остается в Самом Себе, а созидает и
животворит мир. Как от неиссякаемого источника света, от Него повсюду
распространяются живительные лучи, и все существующее проникнуто этими лучами.
Бог есть также Промыслитель, Творец и Прообраз мира, начало всего сущего,
Причина, поддерживающая Сила и последний Предел. Ибо в Боге нераздельно
предсуще-ствуют все предопределения бытия, представляющие из себя
"самосовершенные и вечные мысли вечного Бога". Это как бы Лик Божий, обращенный
к миру. И мир существует лишь потому, что прообраз его мыслится Богом. В этом
смысле Бог есть Жизнь и само Бытие. Наконец, Бог есть совершенная красота,
Красота без всякого изъяна - источник и прообраз всякой красоты. Все
существующее ради Него и от Него получает свою красоту, то есть стройность и
меру.
В соответствии с вышесказанным, образ мира у Дионисия определяется прежде всего
идеей строя и лада, имеющих основание в неизреченном покое Божественной жизни.
Все в мире стройно и созвучно, все состроено и согласовано между собой. Все
существующее, не теряя своего своеобразия, слагается в живую гармонию и
сказывается прежде всего в иерархичности мира. Выше всего в этой иерархии -
Божественная красота. К ней и устремляется все остальное, чтобы в меру своей
возможности "обнаружить в себе Божественную деятельность" Первое место в
иерархическом строении причаству-ющего Богу тварного мира принадлежит
первопричинам и миру идей. Высшие чины его являются посредниками в Богопричастии
низших. Наверху твар-ной лестницы стоят горние ангельские чины - "бесчисленное
блаженное воинство премирных умов". ...Их совершенство определяется тем, что им
в наибольшей степени доступно счастье Богообщения. По своей духовной природе они
ближе всего к Богу. Первая и высшая триада ангелов это - Херувимы, Серафимы и
Престолы. Им доступно прямое и непосредственное видение Божественных тайн. Они
живут в Божественном свете и непосредственно созерцают Его. Выше всех -
Херувимы, обладающие "совершенно-простым знанием высочайшего света". Вторая
иерархия - это Господства, Силы и Власти Им доступно уже только вторичное озарение, непосредственно через чины первой
иерархии. Еще ниже третья иерархия - Начала, Архангелы и собственно Ангелы.
Ангелы всего ближе к материальному миру и незримо присутствуют в нем. Они
представлены к каждому народу и предводительствуют земной иерархией.
К последней триаде ангелов примыкает иерархия земная. Ее возглавляет церковь, в
которой Дионисий различал два родственных круга. Первый - священные чины
епископы, диаконы и пресвитеры. Из них епископы - это высшая ступень в
чувственном мире, непосредственно примыкающая к горнему миру чистых духов, а
пресвитеры - необходимое звено между священством и миром, в задачу которых
входит объяснять светским людям священные символы и обряды. Второй круг церкви -
это "чины совершаемых". Он также состоит из трех ступеней, монахов,
"созерцателей" (добродетельных христиан) и оглашенных. Их совершенство
определяется степенью близости к божественной идее.
Нарушение установленной Богом иерархии, гармонии мира рождает беспорядок,
который, по Дионисию, и есть зло. Следовательно, зло существует не само по себе,
а лишь как нарушение. Поэтому абсолютного зла нет и не может быть (его
существование было бы равносильно отсутствию гармонии, то есть самому
существованию Бога и мира).
Содержание
|
|