Новости Сайта
Гороскоп на неделю
Сонники
Чудотворные места
Великие пророки и вероучители
Народная медицина
|
Вкликие пророки и вероучители
Св. Бонифаций
Христианство стало проникать в Германию еще во времена римского господства. В
III и IV вв. по Рейну и Дунаю, в городах, образовавшихся из римских военных
поселений, было уже несколько епископских кафедр. Но в эпоху великого
переселением народов, в V и VI вв., здесь вновь повсеместно укрепилось
язычество. Новые попытки распространения евангелия в Германии были предприняты в
конце VI столетия, отчасти франками, но главным образом британскими и англо-
саксонскими монахами-миссионерами, которые в VII в. основали в Германии
несколько церквей. Благодаря им христианство стало постепенно утверждаться к
западу от Рейна. Однако по восточную сторону этой реки и в ее низовьях германцы в подавляющем большинстве продолжали
придерживаться своих исконных верований. Трудное дело их обращения было
довершено английским монахом Уинфридом, принявшим позже латинское имя Бонифаций.
Свершенное им, имело столь значительные и масштабные последствия, что Бонифация
называют иногда "самым великим из всех миссионеров Темных веков" и "человеком,
который оказал более существенное влияние на историю Европы, чем любой другой
англичанин за всю человеческую историю".
Родился Бонифаций в Кредитоне, в Девоншире, около 680 г. Его родители, богатые и
благородные люди, желали, чтобы их сын избрал гражданскую службу, но мальчик с
ранних лет мечтал стать монахом. В семилетнем возрасте он вступил в монастырь в
Эксетере, откуда позже удалился в Нутсцелльс-кий монастырь в Гемпшире. Здесь
около 710 г. его рукоположили в священники. Бонифаций рано прославился своими
способностями проповедника и толкователя Священного Писания. Уже в молодые годы
ему стали поручать важные церковные дела и он имел возможность занять высокое
положение в церкви своей собственной страны. Однако он пожелал посвятить себя
распространению христианства среди язычников.
В 716 г. вместе с двумя спутниками Бонифаций отправился проповедовать евангелие
во Фризию. Это первое его путешествие оказалось неудачным. Страна была охвачена
войной. Правитель Фризии Радбод, хотя и согласился принять и выслушать
Бонифация, не позволил ему вести проповедь. Бонифацию ничего не оставалось, как
вернуться в Нутсцеллу. Тамошние монахи очень желали, чтоб он остался с ними, и
даже избрали его своим аббатом. Но его миссионерская ревность оказалась сильнее
склонности к спокойной монашеской жизни. Назначив на свое место другого аббата,
Бонифаций весной 717 г. отправился в Рим. Здесь он встретил добрый прием у папы
Григория II, который всемерно поддержал его замыслы и обещал всячески им
содействовать. Отпуская Бонифация, папа снабдил его рекомендацией к самому
могущественному правителю тогдашней Германии - майордому франков Карлу Мартеллу.
Его помощь в немалой степени обеспечила успех миссии Бонифация. Позже он писал:
"Без защиты со стороны принца франков я не смог бы ни править людьми и церковью,
ни защищать служителей и священников, монахов и монахинь; я не мог бы прекратить
практику языческих обрядов и жертвоприношений".
В 718 г. Бонифаций начал христианскую проповедь в Баварии и Тюрингии. Однако в
это время он еще не решился связать свою дальнейшую судьбу с Германией. Узнав в
719 г. о смерти Радбода, он вновь отправился в Фризию и трудился там в течение
трех лет. По всей видимости, успех его был более чем скром-ным. Наконец, в 722 г. Бонифаций возвратился в Германию и поселился в
Аманабурге. Здесь его дела пошли намного лучше, и он в короткое время крестил
несколько тысяч человек. Папа Григорий, узнав об этом, вызвал Бонифация в Рим и
в ноябре 723 г. посвятил его в епископы (перед этим Бонифаций должен был дать
торжественную клятву у гроба апостола Петра, что будет во всем повиноваться папе
и станет служить интересам римской курии).
Возвратившись через некоторое время в Германию, Бонифаций с неудовольствием
обнаружил, что за время его отсутствия многие из крещеных им вернулись к
языческим обрядам и стали опять поклоняться духам и заниматься магией. Чтобы
противостоять этому осквернению, Бонифаций решил применить жестокие меры и
нанести удар в самое сердце местного языческого культа. Он собрал большую толпу
в Гейсмаре, где находился священный дуб бога грома Донара, и на глазах многих
тысяч язычников срубил его. После этого торжества над язычеством тысячи людей
признали превосходство христианского Бога и обратились к Нему. Бонифаций, не
давая им опомниться, продолжал действовать в таком же непримиримом духе:
разрушал храмы и жертвенники, разбивал священные камни. Впрочем, если
обстоятельства способствовали тому, он вел себя мягче - вступал с язычниками в
споры, расспрашивал о происхождении их богов, о связи их с началом мира, искусно
изыскивал противоречия в их ответах и своими меткими репликами приводил их в
замешательство. Природное красноречие, величественная внешность, непреклонная
сила духа и непоколебимая уверенность в своей правоте помогали ему неизменно
одерживать вверх над своими соперниками. Одну за другой он строил новые церкви и
основывал монастыри. Прослышав об успехах Бонифация, из Британии прибыло много
монахов и монахинь. Каждый из них был прикреплен к определенной территории, где
организовывал монастырь и школу для вновь обращенных. Пишут, что среди
добровольных сподвижников Бонифация большую роль играли женщины, на плечи
которых оказалась возложена значительная часть миссионерской работы. В 732 г.,
отмечая заслуги Бонифация, папа Григорий III возвел его в архиепископы. Когда он
в 738 г. в третий раз посетил Рим, его приняли с великой честью, подобающей
миссионеру, который к этому времени крестил сотни тысяч обращенных. Его
полномочия были значительно расширены.
В 739 г., возвращаясь из Рима, Бонифаций задержался в Баварии и устроил по
просьбе ее герцога правильное управление здешней церковью. В 741 г. папа Захарий
уполномочил его преобразовать также франкскую церковь. Бонифаций основал
несколько епископств в Гессии и Тюрингии, а в 742 г. провел первый Австразийский
собор. Все это способствовало некоторому упорядочению дел и смягчению нравов
франкского духовенства, которые до этого были очень грубы. Так, собор запретил
духовенству заниматься охотой, служить на войне и вступать в брак. Низшее
духовенство было подчинено епископам. Бонифаций искоренил многие языческие
пережитки, в том числе принесение жертв святым, которые у некоторых германских
племен заняли место прежних богов. Однако подчинить франкскую церковь Риму ему
так и не удалось. В 744 г. Бонифаций основал знаменитый монастырь в Фульде,
который по сей день остается центром католицизма в Германии. Спустя два года он
был провозглашен архиепископом менцским, в подчинение ему перешли епископы
вормский, шпейерский, тонгресский, кельнский и утрехтский со всеми германскими
племенами, принявшими христианство благодаря его трудам.
Когда в 754 г., не имея больше сил заниматься активной миссионерской
деятельностью, Бонифаций сложил с себя архиепископство, подавляющая часть
германцев была уже крещена. Последние дни он намеривался провести в своем
монастыре в Фульде, но, перед тем как окончательно удалиться на покой, решил еще
раз побывать во Фризии. Вместе с несколькими спутниками Бонифаций отправился в
Утрехт и крестил здесь несколько тысяч язычников. Всем новообращенным он велел
собраться накануне Троицы в местечке близ Док-кута, чтобы совершить над ними
таинство миропомазания. Однако вместо христиан в Доккут явилось множество
агрессивно настроенных язычников. Старик Бонифаций и все его 52 спутника были
убиты (в том числе утрехтский епископ Эобан). Произошло это в 755 г. Тело
Бонифация, согласно его завещанию, погребли в Фульде. В дальнейшем ничто так не
способствовало процветанию этого аббатства, как обладание его мощами. Что
касается Фризии, то она была крещена учениками Бонифация только в конце VIII в.
Содержание
|
|