Новости Сайта
Гороскоп на неделю
Сонники
Чудотворные места
Великие пророки и вероучители
Народная медицина
|
Старец Паисий Величковский
Институт старчества - очень древнее явление в жизни Восточной церкви. Обычно
старцами называли старших монахов, прошедший тяжелый путь самоотречения и
взявших под свое руководство молодых иноков и мирян, для которых они становились
духовными отцами и наставниками. В связи с этим старцы в монастырях, как
правило, не занимали никаких должностей, а были духовными вождями и советниками.
На Руси старчество получило распространение довольно поздно. Мы не находим его
следов в эпоху Киевской Руси. Точно так же нет никаких намеков на этот обычай в
житийной литературе времен св. Сергия Радонежского. Впервые старчество
становится известным у нас в конце XV в. благодаря аскетическим и мистическим
творениям Нила Сорского и его учеников - заволжских старцев.
Преподобный Нил Сорский начал свое монашеское служение в Кирилло-Белозерском
монастыре. Но его богато одаренная и мистически настроенная душа не находила
удовлетворения в обычной монастырской жизни. Поэтому он предпринял паломничество
на Афон - в этот духовный центр православной церкви. На Святой горе он посетил
многие монастыри. Бывал он также в келиях и пещерах старцев, под чьим духовным
руководством сложилось его представление о сущности аскетической жизни.
Переполненный глубокими впечатлениями, Нил возвратился на родину и поселился на
берегу речки Соры
в чаще девственного леса, неподалеку от Кирилло-Белозерского монастыря. Из его
"Устава" и "Предания о жизни скитской" видно, что Нил Сорский очень хорошо
представлял суть старчества. Умер он после долгой и святой жизни в мае 1508 г.
Нил имел много учеников, некоторые из которых старче-ствовали в своих скитах.
Однако в силу многих причин обычай этот тогда не прижился. Упадок старчества на
Руси начался уже в конце XVI столетия и был связан с общим поражением движения
нестяжателей. XVII-XVIII вв. вообще не оставили нам о нем сведений. Великий
раскол XVII в. и церковные реформы Петра I нанесли глубокие раны религиозной
жизни в России. За два эти столетия монастыри и скиты претерпели сильное
обмирщвление. Многие из них вообще опустели, а монашество потеряло в глазах
народа всякий авторитет. Новый расцвет монастырской жизни и старчества в
последней четверти XVIII в. тесно связан с пламенным ревнителем аскетического
иночества преподобным Паисием Величковским.
Мирское имя Паисия было Петр. Он родился в декабре 1722 г. в Полтаве в семье
священника. Его детские годы прошли в кругу семьи, где хранилось благочестие и
строго соблюдались все церковные правила и уставы. Петр был тихим, молчаливым
ребенком, любителем чтения. Он самостоятельно изучил Часослов и Псалтирь, очень
любил читать жития святых. В 13 лет его приняли в Киевскую духовную школу. За
четыре года пребывания здесь он показал себя прилежным и одаренным учеником, но
не получил внутреннего удовлетворения. Мать хотела, чтобы ее младший сын, как
все его предки, как отец и старший брат, стал священником и унаследовал приход
брата. Однако у Петра уже в ранней юности возникло сильное желание уйти в
монастырь. С годами оно становилось все сильнее. Однажды ночью Петр тайком
убежал из школы, покинул Киев и отправился в Любечский монастырь. Настоятель
радушно принял его, благословил остаться в обители и даже выделил келью. Но
спустя несколько месяцев этого настоятеля сменил новый - своевольный грубиян в
монашеской рясе, мало заботившийся о подвижническом житии иноков Однажды,
рассердившись на Петра за то, что он подал ему не то кушанье, настоятель ударил
его по щеке. После этого инцидента Величковский оставил Любеч и отправился
дальше на юг. Судьба привела его в турецкую Молдавию. В ту пору в здешних
монастырях и скитах монашеское житие было особенно строгим Старчество, как
средство воспитания иноков, было широко распространено, и очень многие монахи
пребывали под началом у старцев. Петр пришел в обитель Св. Николая,
расположенную посреди острова на реке Тяс-мин. Его приняли послушником, а когда
ему минуло 19 лет постригли под именем Платона Но вскоре на православных
начались гонения со стороны униатов. Обитель Св. Николая закрыли, а монахов
изгнали.
Платон вернулся в Киев и поступил в Печерскую лавру. Он был грамотный, поэтому
ему дали послушание в лаврской типографии и поручили гравировать иконы на меди
Однако молодой инок желал жить в совершенном уединении под руководством опытного
монаха. Спустя короткое время он вместе с двумя другими монахами отправился в
новое странствование, мечтая добраться до святой Афонской горы. По пути
паломники оказались в скиту Трейстены. Подобно насельникам древних палестинских
лавр, часть монахов жила тут по общежительному уставу, а другие, пожилые и
опытные иноки, спасались в хижинах, расположенных вокруг скита, и подвизались по
уставу особножительному Прожив здесь некоторое время, Платон перешел в Кыр-
кульский скит. Только спустя три года - в 1746 г. ему открылась возможность отправиться на Афонскую гору. После трудного путешествия сушей и морем
Платон добрался до святой горы и поселился там в одинокой келий неподалеку от
лавры преподобного Афанасия. Вокруг нее в совершенной бедности и безмолвии,
отрешившись от мира, спасалось много старцев. Платон хотел поступить под начало
какого-нибудь из них, однако никто не захотел взять его себе в послушники. В
течение трех лет он совершал свои подвиги в одиночестве. "Кто бы мог описать всю
его борьбу, - сказано в житии преподобного, - когда он один перед единым Богом в
пылающем усердии своей души стремится к совершенству! Он возложил на себя нужду,
лишения, пост, жажду, сокрушение и покаяние. Сколько вздохов и молитв исторглось
из глубины его сердца. Какая борьба с искушениями гнева, блуда и гордости,
которую понять может только тот, кто обращается к Богу!" Около 1750 г. на Афон
прибыл прежний наставник Платона - старец Василий из Молдавии. Поговорив с
молодым подвижником, он нашел его духовно возмужавшим и постриг в малую схиму с
наречением имени Паисий. После этого еще три или четыре года Паисий оставался в
одиночестве и занимался самоусовершенствованием. Потом к нему пришло несколько
юных иноков, и хотя сам он был еще молод годами, попросили принять их в
послушники. По их настоятельной просьбе Паисий был рукоположен в священники и
стал иеромонахом.
Так он вступил во второй период своей жизни и отныне не только вел духовную
брань ради собственного совершенствования, но и как настоятель и старец духовно
руководил другими иноками. Немногочисленная поначалу братия, собравшаяся вокруг
него, постепенно росла. От прота Афонской горы ему удалось получить
полуразрушенную обитель Св. пророка Илии, поблизости от монастыря Пантократора.
Вместе с братией Паисий построил здесь церковь, трапезную и 60 келий. Новый
монастырь сперва терпел большую нужду, однако братия множилась день ото дня.
Монастырские помещения вскоре стали тесны. Быстрый рост новой славянской обители
вызвал у греков афонских монастырей недружелюбные чувства. Турецкие власти также
чинили ей всякого рода препятствия. Тогда Паисий решил возвратиться в Молдавию,
чтобы там, среди гор и лесов, основать новый монастырь.
В 1763 г. вместе с 60 монахами и послушниками он отправился в путь. В Яссах от
митрополита Молдавии Паисию удалось получить в свое распоряжение Драгомирнский
монастырь в честь Сошествия Святого Духа, где он ввел общежитие и богослужебный
устав Афонской горы. Никто из братии не смел называть что-либо "своим", все было
общее, как Богом данное. Пища принималась совместно. Все работы в монастыре
выполнялись монахами. Первейшими добродетелями считались послушание, смирение,
терпение, доброе отношение к другим. День проходил в молитвах и работах. Паисий
был примером во всех аскетических добродетелях. Часто он сам участвовал в общих
монастырских делах, а по вечерам, когда братия собиралась с горящими свечами в
трапезную, читал ей что-нибудь вслух из святых отцов. Именно тут впервые расцвел
его старческий дар. В 1774 г. та часть Молдавии, где располагался Драгомирнский
монастырь, отошла к Австрии. Опасаясь за будущее своей обители, Паисий вместе с
братией перебрался на турецкую территорию в опустевший Секульский монастырь.
Через несколько лет он получил в свое распоряжение также находившийся неподалеку
Нямецкий монастырь (в год его кончины в двух этих монастырях числилось 500
монахов).
Хотя управление двумя большими монастырями отнимало у преподобного много сил, он
старался распространять дух истинного монашества и за их
стенами. Долгими осенними и зимними ночами Паисий с помощью двух монахов
переводил с греческого на молдавский и церковнославянский языки творения святых
отцов. Часто видели его сидящим на ложе при горящих свечах, согбенным и
окруженным горами книг на различных языках. Порой за работой у него проходила
вся ночь. Так появились переводы "Наставлений" св. Иоанна Сирина, "Вопросов и
ответов" преподобного Максима Исповедника, "Поучений" Феодора Студита и другие
сочинения, получившие потом широкое распространение на Украине и в России. К
1793 г. был закончен перевод "Добролюбия" монаха Никодима.
Земная жизнь Паисия завершилась в ноябре 1794 г. К этому времени он -прославился
как старец, имевший особый дар духовного окормления, в сопредельных православных
странах, особенно в России, откуда родом были многие монахи его обителей. Одним
из первых русских учеников его стал иеромонах Клеопа, который затем перенес
основы старчества в Островскую Введенскую пустынь Владимирской епархии. Он стал
одним из первых насадников подлинного монашеского жития в Российской империи и
первоначальником старчества в возрожденной им пустыни. В начале XIX в. русские
ученики Паисия, странствуя из монастыря в монастырь, из пустыни в пустынь,
разнесли по всей России весть о "благочестивом и чудном отце Паисий". Однако в
основном они селились в бедных пустынях южной Великороссии - в губерниях
Калужской, Орловской и Курской. Здесь возникали и быстро крепли новые центры
духовной жизни. Один из учеников Паисия, Феодосии Маслов (+ 1802 г.), провел
последние годы в Софрониевой пустыни, где ввел общежительный устав Афонской
горы. Другой его ученик Афанасий Захаров (+ 1823 г.) обосновался в Площанской
пустыни (Орловской епархии). Самым младшим учеником Паисия был старец Филарет (+
1841 г.), который сделался потом преобразователем Глинской пустыни.
От этих старцев пошло возрождение русского старчества. Учеником Клео-пы был
старец Макарий (+ 1811 г.), ставший в дальнейшем архимандритом Песношского
монастыря. С именем ученика Макария, старцем Авраамием (+ 1824 г.) связано
возобновление древней, но пришедшей в полный упадок Оп-тиной пустыни. Учеником
этого Авраамия был старец Моисей Путилов (+ 1862 г.), при котором Оптина пустынь
впервые стала привлекать множество паломников. В это время старчество выходит из
монастырского укрытия и делается благословением для всех людей, ищущих духовной
помощи и совета. Одним из самых известных старцев этой эпохи был Леонид (+ 1841
г.), заложивший, по словам церковного историка Смолима, "краеугольный камень
старчества" в Оптиной пустыни. Его традиции продолжал старец Макарий Иванов (+
1860 г.), который до этого 13 лет находился в послушании у старца
Афанасия Захарова Учеником Макария был самый знаменитый оптинский старец
Амвросий (+ 1892 г ) Его гостями и собеседниками каждый день становились десятки
людей, искавших духовного наставления Среди них было много известных деятелей
культуры, в том числе великие русские писатели и мыслители Владимир Соловьев,
Лев Толстой и Федор Достоевский (Последний вывел Амвросия в образе старца Зосимы
в романе "Братья Карамазовы" Достоевский вообще с необычайным вниманием наблюдал
за возрождением русской духовной жизни в южных пустынях и однажды сказал "От
монахов кротких и жаждущих уединенной молитвы выйдет, может быть, еще раз
спасение земли русской") Амвросий вел большую переписку, которая помогла
значительно расширить и усилить влияние Оптиной на мир Ученики Амвросия старцы
Варсонофий (+ 1913 г ), Иосиф (+ 1911 г ), Нектарий (+ 1928 г ) и Анатолий (+
1922 г ) составили последнее поколение великих оптинских старцев, деятельность
которых на высоком взлете была насильственно прекращена вскоре после Октябрьской
революции.
Содержание
|
|