Новости Сайта
Гороскоп на неделю
Сонники
Чудотворные места
Великие пророки и вероучители
Народная медицина
|
Савелий Птолемаидский
В последние десятилетия II столетия получили распространение еретические учения,
вызванные к жизни трудным богословским вопросом: как примирить недвусмысленные и
неоднократные указания Ветхого Завета на то, что Бог един, со столь же
недвусмысленными свидетельствами Нового Завета о Троице (то есть с учением о
Боге Отце, Боге Сыне и Боге Духе Святом)? Сложность проблемы заключалась в том,
что само Священное Писание не давало прямых ответов на этот вопрос. В
апостольских писаниях Иисус Христос мыслился как вочеловечившийся Бог, но суть
этого Боговоплощения подробно ими не разбиралась. Касаясь вопроса о Его домирном
бытии (то есть, чем же был Сын до того, как вочеловечился в конкретную личность
- Иисуса Христа), в апостольские времена говорили, что Он пребывал в Боге от
вечности (изначально, всегда) и сошел от Бога для сотворения мира. Подробнее
этот вопрос не разбирался. Оно и понятно: первые верующие были по большей части
люди простые, без философского и богословского образования. Ранние опыты
богословской науки у христиан могли появиться лишь тогда, когда в церковь
вступили лица философски образованные.
Отправной точкой христианского богословия стало знаменитое начало Евангелия от
Иоанна: "В начале было Слово (Логос), и Слово (Логос) было у Бога, и Слово
(Логос) было Бог. Оно было вначале у Бога. Все через Него начало быть, что
начало быть". Первые христианские писатели, отталкиваясь от этих строк, стали
развивать учение о Христе как о воплощенном Логосе. Этот греческий термин,
вообще говоря, имеет более широкое содержание, чем русское "Слово", каким обычно
переводится. "Логосу" в греческом языке соответствует также понятие "Разум".
Однако в богословие он пришел не из обиходного языка, а из древнегреческой
философской лексики, причем философы также давали ему несколько значений. Для
них Логосом прежде всего был идеальный божественный мир - совокупность идей (или
первообразов), которые осуществляются в материальном мире. Вместе с тем Логос-
это отражение Божественного в материальном. Говоря о Логосе, давали понять, что
это Бог не Сам в Себе, а в действии, в осуществлении творения. Христиане,
восприняв этот языческий по существу термин, отождествили с Логосом (Словом)
второе лицо Троицы - Бога Сына. С одной стороны, это позволяло многим язычникам,
глубоко впитавшим идеи греческой философии, уразуметь христианское учение. Когда
Бога Сына называли Логосом, для них сразу становилось понятным, что Сын - это
посредник между Абсолютным Богом (Богом Отцом), пребывающим в Себе, и
материальным миром.
Но, с другой стороны, это порождало много новых трудноразрешимых вопросов.
Прежде всего, в такой интерпретации Бог Сын (или Слово-Логос) неизбежно
воспринимался как божество низшее, сотворенное, подчиненное
Богу Отцу, а во-вторых, возникали сомнения в его изначальности и со-вечности
Отцу. Поскольку Логос есть как бы изреченное Слово, Которым Бог Отец творит мир,
то его рождение следовало считать скорее предмирным, а не извечным. Те же, кто
не поддавались этим сомнениям и считали Бога Сына по существу равным во всем
Богу Отцу, неизбежно приходили к другой проблеме: выходило, что Бог не един, а
изначально множественен, а это подрывало самые основы монотеизма,
провозглашенного Ветхим Заветом и принятого Новым.
Одной из ранних попыток преодолеть все эти затруднения и примирить Троичность с
Единством стало учение монархиан. Его основоположником считается некий Праксей,
прибывший в Рим в 70-х гг. II в. О его собственном вероучении мы имеем лишь
отрывочные сведения, причем исходящие от его противников. Пишут, что весь Ветхий
Завет для Праксея сводился будто бы к единственной фразе: "Я Бог и нет другого,
кроме Меня", а Новый Завет - к словам Иисуса, вроде: "Я во Отце и Отец во Мне"
или "Я и Отец одно". Исходя из этого, Праксей считал, что "Сын" есть лишь
название человеческой, небожественной стороны во Христе, а по сути Своей Христос
есть Сам Отец, который из невидимого сделался видимым. То есть Сам Отец страдал
на кресте и умер, но не по божеству, а по человечеству. Последователи Праксея -
монархиане - рассуждали так: если Христос был Богом, надо, во избежании
двоебожия, отождествить Его с Отцом - "Христос был Богом и пострадал за нас, Сам
будучи Отцом. Иного говорить не можем".
Эти идеи были развиты в начале III в. в стройное вероучение Савелием
Птолемаидским. Он происходил из Птолемаиды Ливийской и был пресвитером в
Пентаполисе. В Риме Савелий появился около 200 г. Будучи очень ученым и
известным человеком, он имел большое влияние на римского епископа Зеферина
(занимал кафедру в 199-216 гг.) и его преемника Каллиста (был папой в 217-222
гг.). Последний, впрочем, должен был отлучить Савелия от церкви по требованию
большого числа клириков. О дальнейшей судьбе ересиарха ничего не известно.
Как и для всех монархиан, для Савелия высшей идеей была идея единого Бога,
Которого он называл "Монадой", или "Сыноотцом". Эта Монада есть непостижимое,
чуждое всякого различия единство; есть Бог в Самом Себе, находящийся вне всякого
отношения к миру в состоянии совершенного покоя или молчания. Монаду можно
представить как неуловимую, хотя и все заключающую в Себе, математическую точку.
Миротворение начинается с того, что в силу внутренней потребности саморазвития
Монада расширяется, Молчащий Бог становится глаголющим; Сыноотец открывается
миру как Логос (Слово). Однако Логос еще не Сын и не Отец, а единая сущность,
проявляющаяся в трех "наименованиях", "лицах" или "личинах": в Отце, Сыне и
Духе. Если в процессе творения мира все они выступают как Единое, то по
отношению к человеку Отец, Сын и Дух уже не сливаются в одно. Отец, известный по
Ветхому Завету, дал синайское законодательство. Это было первое откровение или
слово Логоса. С Нового Завета начинается второй диалог: Логос принимает личину
Сына; Его проповедь, Воплощение и Искупление были главными проявлениями второго
откровения. После этого, с сошествия на апостолов Святого Духа, начинается
третий диалог. Но Дух пребывает среди людей не вечно - Он тоже со временем
возвратится в Логос, а Сам Логос возвратится в Монаду, сожмется в Нее как в
точку, потонет в Ней или будет впитан Ею, как золото впитывает упавший на него
солнечный луч. Мир кончится. Кончится и Богооткровение - Речь Бога снова станет
Его Молчанием; и кто знает: раздастся ли еще голос Монады?
Ересь Савелия особенно широко распространилась в Ливии и имела такое большое
влияние, что в середине III в. Сын Божий здесь вообще не проповедовался. Церковь
была вынуждена бороться с савелианством всеми доступными ей средствами. В 261 г.
это вероучение было осуждено как еретическое на Александрийском соборе, а в 262
г. - на Римском. Однако немногочисленная секта савелиан продолжала существовать
вплоть до V в.
Содержание
|
|