Новости Сайта
Гороскоп на неделю
Сонники
Чудотворные места
Великие пророки и вероучители
Народная медицина
|
Блаженный Иероним
Иероним - один из авторитетнейших отцов Западной церкви - был родом из Далмации.
(Его родной город Стридон еще при его жизни около 378 г. разрушили готы.)
Родился он между 340 и 342 гг. в семье благородного происхождения,
принадлежавшей, как можно предполагать, к классу богатых откупщиков. Родители
его были христианами и дали своему старшему сыну строгое христианское
воспитание. "Я вскормлен, - говорил впоследствии о себе Иероним, - на
католическом молоке с самой своей колыбели и был тем более предан церкви, что
никогда не был еретиком". Начальное образование он получил дома, а для его
завершения отправился в Рим. Этот большой город встретил провинциального юношу
множеством искушений, и позже Иероним со стыдом признавался, что "во время
скользкого странствования своей юности" вел в Риме нечистую жизнь. Но постепенно
он преодолел все соблазны и, по-видимому, завершил свое образование крещением.
Из Рима Иероним отправился со своим другом Бонзом в путешествие по Рейну и
Галлии. Примерно в это же время произошло и его "обращение" - душевный перелом,
сделавший из светского щеголя монаха, аскета и учителя церкви. Так, по крайней
мере, можно истолковать собственные слова Иерони-ма: "Ты сам ведаешь, Господи...
как после учения в Риме, на полуварварских берегах Рейна, когда мы с ним
(Бонзом) делили пищу и кров, я первый восхотел чтить Тебя". С этого времени
Иероним всецело посвятил себя аскетическим подвигам, молитве и духовным делам.
Какое-то время он еще прожил в Риме, много времени проводя в Аквилее (где его
друзья образовали небольшой полумонашеский кружок), но потом решил отправиться в
сирийскую пустыню и отшельничеством очиститься от грехов юности. Его отъезд из
столицы был для многих неожиданным, так что появились даже слухи о его бегстве
или ссылке. Но сам Иероним в письме к римскому архиепископу Дама-су писал: "И не
думай, что это был чей-нибудь приговор относительно меня (жить в пустыне), я сам
решил сделать то, чего заслуживал".
О своем путешествии по Фракии и Малой Азии Иероним писал своему приятелю Руфину:
"После того, когда от сердца твоего оторвал меня внезапный вихрь, когда
прилепившегося к тебе любовью отторгла жестокая разлука, "вот надо мною дожди и
бурное море повсюду, море и свод небес...". Когда Фракия, Понт, Вифиния, весь
путь по Галатии и Каппадокии и земля киликийская истомили меня палящим зноем,
Сирия, наконец, явилась мне как надежнейшая гавань для потерпевшего крушение.
Здесь я испытал всякого рода болезни, какие только могут быть..." Из четырех
спутников Иеронима двое умерли в Антиохии, двое других пали духом и вернулись в
Венецию. Сам Иероним тоже долго был болен, но не изменил своих намерений.
По выздоровлении, около 374 г., изучив греческий язык, он поселился в Халкидской
пустыне, где провел пять лет в суровом отшельничестве и ученых занятиях. В это
время он писал принесшее ему широкую известность житие египетского отшельника
Павла и свой комментарий к книге пророка Авдия. Чтобы преуспеть в последнем
начинании, ему пришлось изучить еврейский язык. Он дался ему нелегко. "Какого
это мне стоило труда, - вспоминал позже Иероним, - сколько я преодолел
затруднений, сколько раз отчаивался, бросал, начинал снова... но, благодаря
Бога, теперь я пожинаю сладкий плод горьких семян науки..." И в самом деле,
свободное владение тремя языками еврейским, латинским и греческим - сразу выделило Иеронима среди тогдашних
церковных авторитетов Запада, потому что среди них подобная филологическая
осведомленность была редчайшим явлением. Тогда же он перевел с греческого на
латинский язык (внеся в нее обширные дополнения) историческую хронику Евсевия
Памфила по всемирной истории, которая по сей день имеет большое значение при
изучении древности.
Жизнь Иеронима в Халкиде не была только кабинетным затворничеством ученого.
Приходилось много работать физически. Он писал в одном из писем: "Ежедневно
руками своими и собственным потом стяжаем пропитание себе, помня написанное
апостолом: "Кто не работает, пусть не ест"". Но отшельничество все равно
доставляло ему величайшее духовное наслаждение. В "Письме к монаху Илиодору"
Иероним создал целый гимн пустыне: "О пустыня, зацветающая цветами Христа! О
уединение, где родятся те камни, из которых строится в Апокалипсисе град
великого царя! О безлюдье, веселящееся присутствием Господа". Эти письма имели
большой успех в Италии и принесли Иерониму первую литературную славу. Впрочем, и
ему монашеская жизнь давалась не без труда. В одном из писем он поведал, как
трудно было обуздывать ему свою плоть: "И вот я, тот, кто ради страха геенны
обрек себя этой тюрьме, я, член общества диких зверей и скорпионов, - часто в
мечтах присутствовал в хороводе дев. Лицо было бледно от постов, а ум кипел
желаниями; в охлажденном теле и в плоти, умершей еще раньше самого человека,
бушевал пожар страстей..."
Конец монашеской жизни Иеронима положила церковная смута, переживаемая в то
время Сирией. Здесь шла упорная борьба между православными и арианами, и в
Антиохии были рукоположены сразу три архиепископа: Павлин, Мелетий и Виталий.
Раздоры проникли даже в халкидонское уединение. Иероним жаловался в письме к
папе Дамасу: "Неутишимый враг последовал за мной в пустыню, так что теперь я в
уединенной жизни выношу борьбу еще худшую, чем до поселения в пустыне. С одной
стороны, ярится арианское безумство, поддерживаемое охранителями мира. С другой
стороны, церковь в Антиохии, разделенная на три партии, стремится захватить и
меня в себя". А пресвитеру Марку он писал: "Зачем они называют меня еретиком,
когда я соглашаюсь с Западом и Египтом?.. Мне не уступлено ни единого уголка в
пустыне. Меня ежедневно спрашивают о моей вере, как будто я вновь родился без
веры. Я исповедую, как они желают, - это не нравится им; я подписываю - они не
верят мне. У них одно только желание - отделаться от меня. Я готов уйти".
И действительно, вскоре Иероним удалился из пустыни в Антиохию и присоединился к
общине Павлина. Последний рукоположил его в пресвитеры. Однако и здесь Иероним
пробыл недолго. В 380 г. он уже был в Константинополе, где Григорий Богослов
руководил им при изучении Священного Писания. Григорий был большим поклонником Оригена. Иероним тоже примкнул к его школе
и принялся переводить на латынь творения знаменитого александрийца.
Из Константинополя он отправился в Рим. Тамошний архиепископ Дамас был известен
своей любознательностью к трудным в толковании местам Писания. Никто, лучше
Иеронима, сведущего в языках и знакомого с трудами древних и современных
толкователей, не был способен просветить его по этой части. Убедившись в
глубоких познаниях Иеронима, архиепископ предложил ему стать своим секретарем и
заняться давно уже назревшим делом: просмотреть и исправить по греческим и
еврейским подлинникам латинский текст Священного Писания.
В первые годы своего пребывания в Риме Иероним за его аскетический образ жизни,
за ученость и красноречие пользовался всеобщим уважением и широкой известностью
(достаточно сказать, что его открыто называли преемником папы Дамаса по кафедре
римской церкви). Но спустя недолгое время он стал вызывать ненависть. Причиной
тому был высокомерный и даже склочный характер Иеронима, а также его близкие
отношения с кружком благочестивых женщин-патрицианок Марцеллой, Аселлой, Павлой,
Фабиолой и другими. Это были не только самые знатные, но и образованнейшие
женщины своего времени. Приняв христианство, они внесли в новую для них религию
все благородство своих дум и беззаветность женских сердец - не будучи
монахинями, добровольно обрекли себя на монашескую жизнь. Иероним руководил их
духовной жизнью, читал и объяснял им Священное Писание и старался отговорить от
замужества. (Все эти благочестивые матроны были вдовами и имели взрослых
дочерей; надо полагать, раздражение римского общества было вызвано как раз тем,
что под влиянием Иеронима никто из этих женщин и девушек не вышел замуж, а их
огромное богатство пошло на благотворительные цели.) Дружба с ними подвигла
Иеронима на создание нескольких небольших трактатов в форме писем. Главным из
них, наделавшим много шума, стало письмо к дочери Павлы Евстохии "О сохранении
девства". Между прочим, там говорилось: "Ева в раю была девою: после кожаных риз
(то есть после изгнания из рая) началось ее брачное состояние. Твоя страна -
рай. Сохрани то, с чем ты родилась... Вот тебе доказательство, что девство
свойственно природе, а брак имеет место после грехопадения: вследствие брака
рождается девственное тело, в плоде вновь приобретается то, что потеряно в
корне.. Дерзновенно говорю: Бог все может, но не может воздвигнуть девственницу
после ее падения. Я хвалю брак, хвалю супружество, ...но потому что от брака
рождаются девственные люди..." Далее Иероним, чтобы подчеркнуть пагубность
брачной жизни, очень едко осмеивал нравственную распущенность и религиозное
лицемерие современного ему римско-христианского общества, в том числе
духовенства. Письмо это задело за живое и восстановило против Иеронима буквально
всех римских христиан. Он также приобрел многих врагов среди духовенства,
которое обличал в невежестве, роскоши, хищничестве и самолюбии. Те, в свою
очередь, упрекали Иеронима в заносчивости, жажде власти и авторитета, гордости,
честолюбии и раздражительности. Все эти обвинения были справедливы, но враги не
останавливались на них и распускали слухи о его непристойной интимности с
Павлой, что было настойщей клеветой.
В 384 г , после смерти Дамаса, новым архиепископом был избран Сири-ций. Тогда
Иероним, у которого не сложились с ним отношения, решил от-
правиться в паломничество по святым местам. В 385 г. он с негодованием навсегда
покинул Рим. Вскоре после его отъезда отправилась на Восток Павла, оставив в
Риме маленького сына Она догнала Иеронима в Антиохии и больше уже с ним не
расставалась. Их путешествие было обстоятельным и неторопливым. Они побывали в
Сарепте, Тире, Кесарии, затем совершили паломничество в Иерусалим, где посетили
все места, связанные с Христом, поклонились Его кресту и гробу. После этого
поехали в Вифлеем и повторили весь путь Иисуса - побывали на Мертвом море, в
Назарете, на Генисаретс-ком озере, на горе Фавор. Некогда цветущая Палестина
тогда уже постепенно превращалась в пустыню. Иероним писал: "Едва малые следы
руин различаем на месте сильных некогда городов..." Из Палестины паломники
отправились в Египет, где целый месяц пробыли в Александрии. Осенью 386 г. они
посетили Нитрийскую пустынь - место подвигов первых египетских монахов.
Возвратившись из Египта в Иудею, Иероним в 387 г поселился в Вифлееме. Павла и
сопровождавшие ее девственницы основали несколько монастырей, в том числе
мужской, где игуменом стал Иероним. Сам он жил в пещере, располагавшейся
неподалеку от той пещеры, где родился Христос Питался он только хлебом и водой.
Главным его занятием отныне стало изучение Священного Писания и переписка. В
Вифлееме были созданы наиболее ценные из его произведений, а также завершен
главный, превышающий человеческие силы труд - полный перевод на латинский язык
книг Ветхого Завета и подробный комментарий к ним. Иероним приступил к нему в
390 г , а закончил в 405 г. Почти все книги были переведены с еврейских
подлинников. Этот перевод до сих пор не имеет себе равных по красоте,
выразительности и точности изложения. Он не сразу был оценен Западной церковью и
даже возбудил сильные нарекания со стороны некоторых священников, так как многие
из погрешностей прежнего перевода, исправленные Иеронимом, уже глубоко
укоренились в церковной практике и вошли в привычку. Даже сама попытка делать
какие-либо исправления в переводе Семидесяти толковников, за которым
признавалась боговдохновенности, считалась дерзким нечестием Только при папе
Григории Двоеслове, в конце VI в. перевод Иеронима был принят на Западе для
всеобщего употребления.
В ходе работы над переводом Ветхого Завета Иероним написал два небольших
археологических трактата о еврейских древностях, по сей день не утративших
научного значения: "Об еврейских именах" и "Книгу о положении и именах еврейских
мест" (сочинение весьма важное для изучения топографии и археологии древней
Палестины) В 399 г. Иероним перевел на латинский язык трактат Оригена "О
началах". Большое значение имели и его нравственно-аскетические письма, из
которых более сотни дошло до нашего времени.
Последние годы Иеронима были тревожными и печальными Тяжелым ударом стала для
него смерть Павлы. Сказывался упадок сил, мучили болезни. Иероним писал
иппонийскому епископу Августину: "Я когда-то солдат, а сейчас инвалид, могу
только хвалить твои победы и победы других, а не сам сражаться..." Уже будучи
стариком, Иероним был глубоко потрясен известием о взятии Рима готами (410).
"Глава мира усечена, - писал он, - пришло время слез". Умер Иероним в сентябре
420 г.
Содержание
|
|